Результаты экспериментовСтраница 1
Методика “Лесенка” показала, что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети сохраняли высокую общую самооценку и этим не отличались от своих незастенчивых сверстников. Эти данные вносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивого ребенка.
Вместе с тем уже в три года у застенчивых детей обнаружилась тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Последняя оказалась заниженной у 27 % детей четвертого года жизни, у 46 % — на пятом году, у 69 % — на шестом году и у 75 % — на седьмом. Наиболее резкие различия наблюдались в отношении оценок детей воспитателями. У незастенчивых детей такие разрывы появились лишь на шестом году жизни. Они наблюдались редко и выражались намного слабее.
Данные об уровне притязаний у застенчивых и незастенчивых детей на основании выбора ими степени трудности задания (конкретная самооценка) показали, что уровень притязаний у застенчивых детей подвержен на протяжении дошкольного возраста большим колебаниям, чем у незастенчивых. У последних он практически не менялся (оставался на уровне 33–36 % выборов трудных заданий), а у застенчивых в разные периоды жизни колебался от 9 до 36 %.
Самые низкие его показатели у застенчивых дошкольников были обнаружены на четвертом и на шестом годах жизни, самые высокие — на пятом и седьмом годах. В последнем из указанных периодов уровни притязаний у застенчивых и незастенчивых детей практически не различались (соответственно 33 и 36 %).
Парадоксальная ситуация наблюдалась у застенчивых детей на пятом году жизни: резкое возрастание уровня притязаний в деятельности и одновременно с этим — ярко выраженные проявления застенчивого поведения. В этом возрасте застенчивый ребенок в наибольшей степени пробует свои силы, заявляет о них и в то же время больше всего смущается и робеет от собственной смелости. Полученные данные, по-видимому, свидетельствуют об особенно переживаемой застенчивым ребенком этого возраста потребности в уважении взрослого, которая интенсивно формируется именно в данный период.
Анализ предметной деятельности показал, что колебания в уровне притязаний и степень выраженности застенчивости не связаны с успешностью в деятельности. Различий по этому параметру у застенчивых и незастенчивых детей не зафиксировано. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ровесники.
Статистически значимые различия обнаружились лишь в динамической стороне деятельности. Они проявлялись в том, что застенчивые дети были более осторожны в своих действиях, чаще замедляли темп работы в случае неудачи или отрицательной оценки, были менее настойчивы в достижении результата. Очевидно, что этот аспект деятельности связан с особенностями общения застенчивых детей со взрослыми. Неуверенность в положительной оценке взрослого переносилась этими детьми и на отношение к своим действиям.
Другим параметром конкретной самооценки выступило отношение застенчивых детей к успехам и неудачам в деятельности. Для всех застенчивых детей характерно острое и амбивалентное переживание оценки взрослого, часто парализующее как предметную деятельность, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и привлечению к этому поиску взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне, и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.
Анализ собственного отношения застенчивых детей к успеху или неудаче в деятельности показал следующее. Если в три года в репертуаре их поведения преобладали вербальные способы признания неудачи (67 % ситуаций), то к шести годам этот вид обращений постепенно сократился до 33 %, сменяясь молчаливыми формами признания своего поражения (ребенок, не ожидая оценки взрослого, всем своим обликом как бы выносил себе приговор, его действия становились замедленными и нерешительными, обращения к взрослому резко сокращались, а некоторые дети вообще замыкались в себе, не отвечая на инициативу взрослого).
Таким образом, с возрастом застенчивому ребенку становилось все труднее дать отрицательную оценку своим конкретным действиям. Незастенчивые дети относились к неудаче прямо противоположно. С возрастом у них увеличивалось число прямых сообщений взрослому о своих трудностях и возрастала настойчивость в вовлечении его в совместную деятельность.
Определение внимания
Определение
Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производ ...
Психологическая природа виктимного поведения. Виктимология и ее основные категории и
понятия в отечественной и зарубежной науке
Термин "виктимное поведение" возник в рамках криминальной виктимологии. Виктимология (viktima - жертва, logos - учение) в буквальном переводе означает "учение о жертве". Появившись изначально как элемент народного творчества, виктимология как научное направление начала складываться в 40-50-е гг. XX столетия.
Создани ...
Основы гармоничного психофизического развития ребенка
Учитывая вышесказанное, хочется отметить важность гармоничности психофизиологического развития дошкольника. Необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребенка, более того очень важно совмещать и грамотно использовать физические нагрузки вкупе с психологическими ...