Результаты экспериментов
Страница 2

В экспериментах очень часто наблюдались парадоксальные реакции застенчивых детей как на похвалу взрослым результата их деятельности, так и на успешный ее результат в случае, когда комментарии взрослого отсутствовали. Начиная с пятого года жизни отношение ребенка к успеху становилось все более амбивалентным (от 28 % случаев в четыре года до 72 % в шесть лет). Ребенок знал, что он сделал правильно, но радость от успеха смешивалась у него со смущением. Успех в деятельности вызывал целую гамму чувств: радость, гордость и смущение. Как правило, на прямой вопрос взрослого: “Как ты сделал?” — дети отвечали лаконично, с колебаниями и оговорками (“Хорошо, но не так уж хорошо”). Незастенчивые дети в случае успеха сообщали о нем гордо и радостно (“Все сделал, ни одной ошибочки”, “Все! Я говорила, что могу трудные!”, “Теперь все! Смотрите! Все! Так быстро!”).

Подводя итог анализу общей и конкретной самооценки детей, следует отметить два момента.

1. У застенчивых детей обнаруживается гораздо более ярко выраженная, чем у незастенчивых дошкольников, дисгармония в общей самооценке. На протяжении всего дошкольного возраста у них сохраняется высокая самооценка и гораздо более низкая оценка с точки зрения других людей.

Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение, особенно ярко проявляющиеся в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразным способам усиления своего Я (в наших экспериментах они приносили на занятие любимую игрушку и прижимали ее к себе в случаях затруднения или соглашались что.либо делать только в присутствии сверстника). Снижение выраженности застенчивости в онтогенезе совпадает с Lподтягиванием¦ оценки взрослого к своей собственной.

2. Конкретная самооценка застенчивых детей более низкая, чем у незастенчивых, при этом успех в деятельности не играет здесь решающей роли. Ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче. Именно поэтому в его высказываниях перед и по ходу деятельности так часто звучат слова “У меня не получится”. Формула его незастенчивого сверстника звучит иначе: “Я все равно смогу!”

Конкретная самооценка застенчивого ребенка, как правило, подвержена колебаниям на протяжении дошкольного возраста. От неуверенности к себе он переходит к высокому уровню притязаний, но затем снова резко снижает их. При этом его оценка правильности своих действий адекватна с точки зрения точности, но не адекватна с коммуникативной точки зрения: умея правильно оценить свои действия, ребенок не решается сообщить об этом взрослому.

Возвращаясь к вопросу об архитектонике образа себя, т.е. о взаимодействии его центра и периферии, можно сделать следующий вывод. Закрепившееся в центральной его части сомнение в отношении к себе взрослых снижает уверенность ребенка при оценке собственных конкретных действий. Ожидание, что его оценят хуже, чем он сам себя оценивает, сковывает ребенка, и он боится признаться не только в неудаче, но и в успехе.

Страницы: 1 2 

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...

Концепция Э. Эриксона
Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца сво ...

Исследование межличностных отношений младших школьников. Организация и методы исследования
Задачами нашего исследования являются: 4. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения». 5. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника. 6. Выявление социометрического статуса младших школьников. Диагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников мла ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru