Практическая частьСтраница 3
Не меньшее смущение вызывала у застенчивых дошкольников и необходимость проявить себя в игре “Море и корабль”. Вот типичное поведение застенчивого ребенка в данной ситуации.
Сережа К., 6 лет. С интересом выслушав правила совместной игры, Сережа взялся со взрослым за руки, но его поза и движения свидетельствовали о внутреннем напряжении и скованности. Изображая вместе со взрослым шум моря и плеск волн, мальчик испытывал одновременно и удовольствие, и смущение. Когда подошла его очередь сыграть роль капитана, Сережа замер на месте, шевеля губами и пытаясь произнести нужные слова, но так и не смог пересилить себя, смущенно-виновато глядя на экспериментатора. На повторную просьбу взрослого остановить бушующее море, Сережа, чуть не плача, начал высвобождать свои руки из рук экспериментатора, отчаянно повторяя “Я не могу”.
Таблица 2
Число детей, проявивших застенчивость
в разных формах общения (% от общего числа испытуемых)
Формы общения Возраст
4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни
СДО 29 53 58 53
ВПО 29 68 68 50
< ВЛО 9 47 68 50
Наблюдения показали, что и в процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает большое внутреннее напряжение.
Лонгитюдный эксперимент позволил выявить возрастные особенности застенчивости у дошкольников. Оказалось, что она является стабильным феноменом. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем в наших опытах обнаружилась неоднородность проявления застенчивости в разные возрастные периоды детства. Слабее всего она проявлялась в младшем дошкольном возрасте, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижалась к шести и значительно сокращалась к семи годам.
При этом на пятом году жизни в наибольшей степени нивелировались индивидуальные различия между детьми. Усиление застенчивости в этот период имело характер возрастного феномена. Количественный и качественный анализ показал, что выраженность застенчивости очевидным образом связана с периодом становления и с содержанием форм общения ребенка со взрослым. Это подтверждается следующими данными.
1. С возрастом увеличилось число детей, которые проявляли застенчивость в разных формах общения. Эти данные отражены в табл. 2.
Из табл. 2 следует, что в младшем дошкольном возрасте застенчивое поведение чаще всего проявлялось в ситуативно-деловом и внеситуативно-познавательном общении (29 %) и намного реже — во внеситуативно-личностном общении (9 %). С возрастом число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения, резко возросло (до 68 %) на пятом-шестом годах жизни и постепенно сократилось и стабилизировалось во всех формах общения к семи годам.
При этом обнаружилась тенденция к распространению застенчивости на все формы общения в целом (т.е. если ребенок четвертого года жизни проявлял застенчивость только в одной форме общения, то после четырех-пяти лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что застенчивое поведение проявляется в наиболее значимых для ребенка сферах общения.
2. Степень выраженности застенчивости оказалась связанной и с содержанием той или иной формы общения. В наибольшей степени она проявлялась в тех сферах жизни ребенка, которые находились в стадии становления. Так, на пятом году жизни, в период интенсивного формирования внеситуативнопознавательного и зарождения внеситуативно-личностного общения, всплеск застенчивости наблюдался именно в этих формах (в ВПО она повысилась в 30 раз, а в ВЛО превышала показатели всех других форм общения), а по мере их становления застенчивость ослаблялась, хотя и не исчезала совсем.
Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного
возраста
Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют ...
Пограничные состояния: причины возникновения, формы, течение
Пограничные психические расстройства находятся на самой грани между состоянием здоровья и состоянием болезни. Это — неспецифические болезненные проявления. Невротические расстройства, которые определяют пограничные состояния, входят в структуру разных заболеваний — психических, соматических, неврологических, и выражаются в целом комплек ...
Теория когнитивного диссонанса. Основной принцип теории
когнитивного диссонанса
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». [42] Как описывал Фестингер, «диссонанс» – это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его у ...