Практическая частьСтраница 2
Действуя в совокупности, эти симптомы нарушали естественный ход общения, его диалогический характер. Отличительной особенностью общения застенчивого ребенка была прерывистость, цикличность протекания. Вот пример поведения застенчивого ребенка в ситуативно-деловом общении.
Ира Г., 4,5 лет. Девочка с удовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик, смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робко дотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, не решаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала сама собирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу не обратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкие вопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собрать игрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Его одобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее, увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращала деятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущенно поглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо, не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигурку вместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. В ответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась и принялась теребить свои колготки.
В табл. 1 представлены обобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых и незастенчивых детей.
Таблица 1
Различия в параметрах трех форм общения (СДО, ВПО, ВЛО)
у застенчивых и незастенчивых детей в целом по выборке испытуемых
Параметры форм общения Значимость различий
4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни
Инициативность +(0,05) +(0,05) +(0,05) +(0,05)
Чувствительность к воздействиям взрослого – – – –
Умение развивать ситуацию общения +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Умение действовать по образцу – – – –
Эмоциональная окраска действий +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Отношение к похвале за результат деятельности (только в СДО) – – – +(0,01)
Отношение к отрицательной оценке (в СДО и ВПО) +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Уровень речевого общения – – +(0,01) +(0,01)
Зрительный контакт +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Двигательное состояние +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Переживание успеха в деятельности (в СДО) – – +(0,01) +(0,01)
Переживание неуспеха в деятельности (в СДО) +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Примечание. Знак “+” означает, что различия значимы, знак “?” — незначимы.
Ситуация “губная помада” показала, что большинство застенчивых детей испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Сформированный внутренний запрет, боязнь отрицательной оценки иногда буквально парализовали ребенка, вызывали у него гамму амбивалентных эмоций. В этой ситуации дети как будто ждали подвоха, испуганно и смущенно отказывались даже дотронуться до губной помады, прятали руки за спину, испуганно произносили: “Я не могу”, “Я не умею”, “Я не хочу”. Даже после того, как взрослый сам делал на глазах у ребенка рисунок, он отказывался рисовать, просил дать ему карандаши, говорил: “Я дома так не делаю”, “Я испачкаюсь”.
Если ребенок все же преодолевал свою скованность и начинал рисовать, то делал это осторожно, робко, смущенно поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой ситуации весело смеялись, воспринимая ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело.
Психические процессы
Эмоции, чувства. Мышление, речь. Память. Воображение, представление. Внимание. Ощущения, восприятие.
ВниманиеПсихический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Воображение, представление
Определение воображения (представления). Чувственное отражение и воображение. Воображение ка ...
Анализ теоретической проблемы взаимосвязи уровня тревожности и социальной
адаптации у студентов к обучению в ВУЗе. Понятие
социальной адаптации, основные теоретические подходы
Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это результат (и процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, которые приводят к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к ...
Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к
школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...

