Практическая часть
Страница 2

Действуя в совокупности, эти симптомы нарушали естественный ход общения, его диалогический характер. Отличительной особенностью общения застенчивого ребенка была прерывистость, цикличность протекания. Вот пример поведения застенчивого ребенка в ситуативно-деловом общении.

Ира Г., 4,5 лет. Девочка с удовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик, смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робко дотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, не решаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала сама собирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу не обратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкие вопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собрать игрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Его одобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее, увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращала деятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущенно поглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо, не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигурку вместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. В ответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась и принялась теребить свои колготки.

В табл. 1 представлены обобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых и незастенчивых детей.

Таблица 1

Различия в параметрах трех форм общения (СДО, ВПО, ВЛО)

у застенчивых и незастенчивых детей в целом по выборке испытуемых

Параметры форм общения Значимость различий

4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни

Инициативность +(0,05) +(0,05) +(0,05) +(0,05)

Чувствительность к воздействиям взрослого – – – –

Умение развивать ситуацию общения +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)

Умение действовать по образцу – – – –

Эмоциональная окраска действий +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)

Отношение к похвале за результат деятельности (только в СДО) – – – +(0,01)

Отношение к отрицательной оценке (в СДО и ВПО) +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)

Уровень речевого общения – – +(0,01) +(0,01)

Зрительный контакт +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)

Двигательное состояние +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)

Переживание успеха в деятельности (в СДО) – – +(0,01) +(0,01)

Переживание неуспеха в деятельности (в СДО) +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)

Примечание. Знак “+” означает, что различия значимы, знак “?” — незначимы.

Ситуация “губная помада” показала, что большинство застенчивых детей испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Сформированный внутренний запрет, боязнь отрицательной оценки иногда буквально парализовали ребенка, вызывали у него гамму амбивалентных эмоций. В этой ситуации дети как будто ждали подвоха, испуганно и смущенно отказывались даже дотронуться до губной помады, прятали руки за спину, испуганно произносили: “Я не могу”, “Я не умею”, “Я не хочу”. Даже после того, как взрослый сам делал на глазах у ребенка рисунок, он отказывался рисовать, просил дать ему карандаши, говорил: “Я дома так не делаю”, “Я испачкаюсь”.

Если ребенок все же преодолевал свою скованность и начинал рисовать, то делал это осторожно, робко, смущенно поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой ситуации весело смеялись, воспринимая ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело.

Страницы: 1 2 3 4 5

Страх мужчины перед умной женщиной
Новое тысячелетие привнесло в нашу жизнь много нового: это и разнообразие продуктов питания – поужинать равиоли сегодня не проблема, были бы деньги, и результаты научно-технического прогресса, которые есть практически в каждом доме, и демократическая литература любого жанра и на любой вкус, которую запросто можно найти в обычном книжном ...

Виды и процессы памяти.
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении): 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2. Произвольная память (информация запоминается целенаправ ...

Выводы
1. Изучение личностных качеств – практически безграничная задача. Человеческая личность находится, за некоторыми исключениями, в постоянном развитии. Очень важно учитывать непосредственное окружение. Важен системный подход при изучении индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя. 2. Требования к индивидуальн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru