Специфические причины девиантного поведения подростков
Страница 1

Материалы » Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением » Специфические причины девиантного поведения подростков

С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних также требует учета психобиологических, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов.

Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинейджеров. Отечественные ученые начало подросткового возраста также относили к 12-ти годам, но современные источники – к десяти. Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его "омоложению". Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15 лет.

Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста. Происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения. Переходный возраст рассматривается не только как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, но и как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: "Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования". Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.

Ж. Пиаже определил, что центральным событием, "запускающим" череду качественных изменений в поведении подростков, является когнитивная перестройка. Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения. Снижение способности к счету и чтению, если их вовремя не скорригировать, могут стимулировать возникновение невротических расстройств, глубоких кризисов самооценки, асоциального поведения. Не случайно С.А. Беличева характеризует отклонения в поведении, рассматривая их как результат педагогической запущенности психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; с аномалиями развития организма; подростков с ускоренным половым развитием и повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью, а также с расторможенностью влечений - жестоких, бродяжничающих, употребляющих наркотики.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления "Я-концепции", стремления к социальному и личностному самоопределению Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку. Многие пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении.

Страницы: 1 2 3

Становление личности в юношеском возрасте
Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность ...

Конфликт как один из факторов несовместимости.
Во взаимоотношении летчиков можно встретить случаи обострения противоречий, которые существенно сказываются на самочувствии отдельных военнослужащих и деятельности летного экипажа в целом. Подобные противоречия называются конфликтами. Конфликт означает противоборство между летчиками, которые защищают свои интересы, отстаивают свои взг ...

Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чис ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru