Заключение

Ни одна профессиональная деятельность не существует без наличия осмысленной и сформированной цели. Создание концепции воспитательного процесса обусловлено требованием времени и социально-психологической ситуацией, порожденной общественно-историческим явлением.

В результате анализа литературы, посвященной проблемам психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса, мы пришли к выводу, что учителю важно знать личностные особенности своих подопечных, социально-психологическую картину группы, с которой он работает, чтобы уметь наладить эффективное взаимодействие как с коллективом, так и с отдельными учащимися. В этом случае отношения между ребятами будут помогать этому взаимодействию, а не мешать ему. Кроме того, основы психологических знаний дают возможность педагогу эффективно взаимодействовать и с психологом, если он есть в учебном заведении. Вовремя оценить ситуацию в группе, обратиться за помощью к специалисту, затем продуктивно с ним вместе скорректировать положение в группе.

Крайне важна своевременная диагностика и коррекция причин эмоциональной дезаптации. Запоздание с подобной работой приводит к тому, что негативное воздействие длительной эмоциональной дезадаптации на организм и психику школьника может привести к серьезным нарушениям в развитии и формировании устойчиво-дезадаптированных патологических черт характера.

Правильно оценить отношения между учениками в группе, прогнозировать их реакцию друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают, поможет учителю диагностика межличностных отношений в классе, поскольку классный коллектив выступает важным условием развития личности каждого из ребят. В практике каждого педагога существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс, как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса, как малой группы.

Еще одна причина побудила меня остановиться на диагностике социально-психологического состояния класса. Она связана с тем, что в педагогике закрепилось мнение о важной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка. В целом, соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой стороны - мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется. Следовательно, чтобы понять характер отношений между ребятами в группе, нужно оценить и динамический аспект функционирования класса, как группы.

Место психологии в системе наук
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая эксперименталь ...

Критерии и показатели формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Большое количество исследований более частного характера связаны с изучением отдельных параметров формирования речемыслительной деятельности, в качестве которых выступают увеличение словарного запаса, объема высказывания (количества фраз), усложнение лексико-грамматической структуры всего высказывания и отдельной фразы, совершенствовани ...

Структура мотивации: потребности, мотивы, цели
Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на: ¾ потребности – источники активности учащегося; ¾ мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения; ¾ цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося; ¾ переживания – регуляторы поведения учащегося, ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru