Современные подходы к использованию игрушки для формирования личности
ребёнкаСтраница 6
Эмпирические данные по тесту М. Люшера на начало и по окончании эксперимента (таблица 2) подвергались математической обработке с использованием критерия тенденций Пейджа. В целом обнаружены достоверные различия (для 1% уровня значимости), свидетельствующие о наличии динамики в эмоциональном состоянии детей до и после выбора игрушки. Характер изменений эмоционального состояния детей изучался методом качественного анализа результатов. Негативная динамика в эмоциональном состоянии обнаружена и у мальчиков, и у девочек при выборе таких игрушек как кукла «Барби», «Бэтмэн» и «машина». В обобщенном виде данные представлены в таблице 3.
Негативная динамика в эмоциональном состоянии детей после игры с куклой Барби, вероятно обусловлена заданной в ее символическом коде самодостаточностью, которая блокирует способность ребенка к самораскрытию и творчеству. Очевидно, типизация, заданная механистичность действий с куклой Барби (когда ребенок не автор игры, а раб, невольник куклы, беспрекословно обслуживающий ее и подчиняющийся заданному алгоритму действий, сводящихся к одеванию-раздеванию и использованию прилагаемой к ней атрибутики) вступает в противоречие с возрастной спецификой развития ребенка (5 лет – пик творчества и развития продуктивного воображения), и, тем самым, задает некоторую внутреннюю напряженность. Причина повышения уровня эмоционального неблагополучия может заключаться и в специфически агрессивной реакции девочек на куклу Барби как на символ достатка, недоступный многим современным детям.
Таблица 2. Показатели эмоционального состояния детей (в % выражении) на начало и по окончании эксперимента
Параметры |
Эмоциональное благополучие |
Эмоциональное неблагополучие | ||||
Всего (n=120) |
М (n=60) |
Д (n=60) |
Всего (n=120) |
М (n=60) |
Д (n=60) | |
до выбора игрушки |
73 |
57 |
88 |
27 |
43 |
12 |
после игры с игрушкой |
48 |
77 |
65 |
52 |
23 |
35 |
Таблица 3. Динамика эмоционального состояния детей (в % выражении) за период взаимодействия с игрушкой
Игрушка |
Характер изменений эмоционального состояния | |||||
Позитивная динамика |
Негативная динамика |
Отсутствие динамики | ||||
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д | |
Пупс |
– |
– |
– |
– |
– |
100 |
Классическая кукла |
– |
50 |
– |
15 |
– |
35 |
Кукла Барби |
– |
27 |
– |
67 |
– |
6 |
Бэтмэн |
43 |
– |
57 |
– |
– |
– |
Обезьянка |
27 |
14 |
43 |
67 |
30 |
19 |
Мяч |
50 |
– |
– |
– |
50 |
100 |
Пистолет |
17 |
– |
66 |
100 |
17 |
– |
Машина «Джип» |
14 |
17 |
57 |
49 |
29 |
34 |
Личность - система социально значимых
качеств индивида, мера овладения им
социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способнос ...
Методы исследования в психологии.
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль ...
Обработка и интерпретация полученных данных
После проведения теста по модификации опросника А. Мехрабиана для группы тестируемых подростков мы имеем десять анкет (приложения 1-10). Для начала подсчитаем и проанализируем суммарные баллы тестируемых.
У каждого из исследуемых учеников можно определить его личный уровень мотивации к успеху и мотивации стремления избежать неудач. Для ...