Современные подходы к использованию игрушки для формирования личности
ребёнкаСтраница 6
Эмпирические данные по тесту М. Люшера на начало и по окончании эксперимента (таблица 2) подвергались математической обработке с использованием критерия тенденций Пейджа. В целом обнаружены достоверные различия (для 1% уровня значимости), свидетельствующие о наличии динамики в эмоциональном состоянии детей до и после выбора игрушки. Характер изменений эмоционального состояния детей изучался методом качественного анализа результатов. Негативная динамика в эмоциональном состоянии обнаружена и у мальчиков, и у девочек при выборе таких игрушек как кукла «Барби», «Бэтмэн» и «машина». В обобщенном виде данные представлены в таблице 3.
Негативная динамика в эмоциональном состоянии детей после игры с куклой Барби, вероятно обусловлена заданной в ее символическом коде самодостаточностью, которая блокирует способность ребенка к самораскрытию и творчеству. Очевидно, типизация, заданная механистичность действий с куклой Барби (когда ребенок не автор игры, а раб, невольник куклы, беспрекословно обслуживающий ее и подчиняющийся заданному алгоритму действий, сводящихся к одеванию-раздеванию и использованию прилагаемой к ней атрибутики) вступает в противоречие с возрастной спецификой развития ребенка (5 лет – пик творчества и развития продуктивного воображения), и, тем самым, задает некоторую внутреннюю напряженность. Причина повышения уровня эмоционального неблагополучия может заключаться и в специфически агрессивной реакции девочек на куклу Барби как на символ достатка, недоступный многим современным детям.
Таблица 2. Показатели эмоционального состояния детей (в % выражении) на начало и по окончании эксперимента
Параметры |
Эмоциональное благополучие |
Эмоциональное неблагополучие | ||||
Всего (n=120) |
М (n=60) |
Д (n=60) |
Всего (n=120) |
М (n=60) |
Д (n=60) | |
до выбора игрушки |
73 |
57 |
88 |
27 |
43 |
12 |
после игры с игрушкой |
48 |
77 |
65 |
52 |
23 |
35 |
Таблица 3. Динамика эмоционального состояния детей (в % выражении) за период взаимодействия с игрушкой
Игрушка |
Характер изменений эмоционального состояния | |||||
Позитивная динамика |
Негативная динамика |
Отсутствие динамики | ||||
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д | |
Пупс |
– |
– |
– |
– |
– |
100 |
Классическая кукла |
– |
50 |
– |
15 |
– |
35 |
Кукла Барби |
– |
27 |
– |
67 |
– |
6 |
Бэтмэн |
43 |
– |
57 |
– |
– |
– |
Обезьянка |
27 |
14 |
43 |
67 |
30 |
19 |
Мяч |
50 |
– |
– |
– |
50 |
100 |
Пистолет |
17 |
– |
66 |
100 |
17 |
– |
Машина «Джип» |
14 |
17 |
57 |
49 |
29 |
34 |
Обращение в полного
приверженца
Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течен ...
Критика З. Фрейда. Гений З. Фрейда
За что критиковали З. Фрейда? Повторим, что его психоанализ исходит из того, что события, приносящие травму, аффективные переживания, не исполнившиеся желания, не исчезают из психики, а вытесняются в область бессознательного, где продолжают активно влиять на психическую жизнь, часто в скрытой форме в виде невротических симптомов. Эти не ...
Социальная адаптация как процесс и ее периодизация
Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показа ...