Современные подходы к использованию игрушки для формирования личности
ребёнкаСтраница 4
По мнению ряда исследователей (В.В. Абраменкова, Е.О. Смирнова, В.С. Мухина и др.), у каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные тайны и вместе с ней преодолевать некоторые препятствия, например, – страх одиночества, когда родители уходят; страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. Даже если ребенок иногда злится, наказывает или ломает игрушку, забрасывая ее в дальний угол, он обязательно вспоминает о ней в минуты детского горя. Иначе говоря, развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя – ребенок переживает с игрушками все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Все это дает основание полагать, что игрушка как носитель определенного рода информации может выступать в качестве наиболее оптимального стимула при исследовании эмоционального состояния ребенка [1; 24; 28].
Следует отметить, что современный рынок игрушек представляет собой абсолютную стихию, а, соответственно, и выбор их становится чрезвычайно затрудненным и хаотичным. Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие родственники, педагоги), не всегда учитывая его возраст и потребности, а опираясь преимущественно на собственный вкус. Зачастую, культурный, развивающий потенциал игрушки, её педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель сообщает разную, кроме той, которая действительно важна и необходима, информацию. Кроме того, значительная часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей.
Все это и обусловило направление нашего исследования, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 120 испытуемых обоего пола 5–6 летнего возраста. В качестве стимульного материала для организации эксперимента использовалось два комплекта игрушек, формируемых и по признаку половой принадлежности, и учитывающие единство предпочтений у детей разного пола. В основу комплектации игрушек положены данные исследований С.Б. Нестеровой [24]. В комплект игрушек для мальчиков вошли: мяч, машина (Джип), пистолет, обезьянка, Бэтмэн. В комплект игрушек для девочек вошли: мяч, обезьянка, классическая кукла, кукла Барби, пупс (классический).
Основным диагностическим инструментом для выявления динамики эмоционального состояния ребенка в процессе выбора игрушки выступал восьмицветовой тест М. Люшера в обработке Г.А. Аминева и Ю.М. Орлова. Данная методика позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние и степень общего эмоционального благополучия ребенка по показателю «отклонение от аутогенной нормы», которые и были использованы для анализа данных.
Напряженность в отношениях между подростками и
родителями
Личностные различия. Непонимание, возникающее между детьми и родителями, часто можно объяснить различиями в их типах личности. Существенные различия между родителями — людьми средних лет и детьми подростками: с высоты своего жизненного опыта родителям кажется, что дети слишком наивны, глупы, неосторожны и, как следствие, неспособны осоз ...
Четвертый этап: анализ полученных результатов
Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью – и страстью и радостью одновременно. Но в какой-то момент у ребенка может что-то не получиться. Как результат – приходит разоча ...
Введение.
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способо ...