Социальная адаптация как процесс и ее периодизация

Материалы » Основы психосоциальной работы » Социальная адаптация как процесс и ее периодизация

Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.

Активная социальная адаптация - социальная адаптация, выражающаяся в стремлении индивида изменить социальную среду.

Пассивная социальная адаптация - социальная адаптация, выражающаяся в принятии индивидом норм и ценностей новой социальной среды.

При анализе теорий периодизации в исторической перспективе выделяются несколько характерных особенностей.

Во-первых, на протяжении XX века представления ученых о периодизации заметно изменялись. Сначала, в первой трети минувшего столетия, объектом внимания был исключительно детский возраст, а все последующее воспринималось как монотонная однообразность. Во второй трети XX века объектом исследования уже становится жизненный путь человека в целом. В середине столетия внимание ученых сосредотачивается на центральной части этого пути — профессиональной карьере, а затем — и на последних периодах жизни.

Во-вторых, имела место тенденция все более дифференцированного восприятия учеными возрастных этапов развития.

В-третьих, произошел переход от объяснения периодизации какой-либо одной ключевым детерминантом к признанию их полифонии.

Наконец, в-четвертых, наблюдался постепенный отход от понимания периодизации как жестко и однозначно обусловленной, протекающей в четко определенных возрастных границах, к признанию прямой и косвенной детерминации рядом факторов, в том числе — социальных (служебный статус, авторитет в семье и многое другое), к признанию поэтапности восхождения человека к вершинам своего развития и совершенствования.

Из такой гипотезы следует, что: 1) в жизни разных людей в разные исторические эпохи отдельные фазы развития могут быть более или менее протяженными в зависимости от условий социума, личностной зрелости и жизненной позиции человека как активного субъекта своей жизнедеятельности; 2) фаза наивысшего психического, профессионального и духовного подъема человека — «акме» — может смещаться по «оси» времени его жизни.

Социальный статус
Каждый человека в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что глав ...

Разработка и апробация занятий направленных на коррекцию нарушений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью во внеклассной трудовой деятельности
Труд школьников организовывался в процессе деятельности в учебных учреждениях. Работа строилась на следующих принципах. 1. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из 2 и 4 уровня, при этом учитывали не только умения, темп их работы, самостоятельность, но и умение помочь товарищу. 2. Во время дежурств по столовой иног ...

Виды памяти и их особенности
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. Кратковременная память сохраняет в теч ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru