Критика З. Фрейда. Гений З. Фрейда

Материалы » Психоанализ Зигмунда Фрейда » Критика З. Фрейда. Гений З. Фрейда

За что критиковали З. Фрейда? Повторим, что его психоанализ исходит из того, что события, приносящие травму, аффективные переживания, не исполнившиеся желания, не исчезают из психики, а вытесняются в область бессознательного, где продолжают активно влиять на психическую жизнь, часто в скрытой форме в виде невротических симптомов. Эти невротические симптомы - компромисс между влечением и внутренней цензурой "Я". Как компромисс Фрейд рассматривал сновидения, оговорки, остроты и т.д. Он поставил в психологии проблему: есть или нет общие психические механизмы в виде символов между нормальными и патологическими психическими процессами. Установить эту связь и доказать ее оказалось сложнее, чем опровергнуть Фрейда. Кроме того, за преувеличение роли "либидо" в формировании психики человека. Его пансексуализм вызвал наибольшую критику, в том числе и со стороны его учеников. Между тем, именно пансексуализм Фрейда является едва ли не главной причиной невероятного влияния его теории за пределами психологии и, прежде всего, в искусстве. В пансексуализме Фрейд распахнул мир человеческого “душевного подполья” и поэтому стал для художников “своим", близким, узнанным. Его взгляды находят, так или иначе, отражение в философских размышлениях самих художников. Так, Ф.М. Достоевский писал о сексуальных переживаниях, что здесь “ . по крайней мере, есть нечто постоянное, основанное даже на природе и не подверженное фантазии (сознательным желаниям, намерениям), нечто всегдашним, разожженным угольком в крови пребывающее . ” (Соч.: В 10 т. Т.5.М., 1985. С.491). Или у Л.Н. Толстого читаем в “Воскресении” (Повести и рассказы. С.273): “Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но, в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шумок разговора, не переставая, спрашивали: “Можешь любить меня? ” - и отвечали: “Могу" и половое чувство, принимая самые неожиданные и радужные формы, влекло их друг к другу”.

Лучшим методом применения в педагогике и психологии идей З. Фрейда было бы глубокое постижение его философии путем изучения основных положений психодинамического подхода к человеку. Овладение психодинамическим способом мышления откроет педагогу целые психологические миры, такие как комплекс, сублимация, проекция, психологическая защита, катарсис и др. Мыслить психодинамически означает учитывать влияние бессознательных психических сил, взаимодействующих динамически с процессами защиты, аффекта и мышления для достижения большей или меньшей адаптации.

Понимание природы и значения неосознаваемых процессов в психике человека поможет осмыслить уникальные решения и компромиссы, взгляды и позиции, которые демонстрирует человек. Психодинамическое мышление осуществляет широкий охват внутреннего мира человека, его порывы, чувства, влечения, фантазии, одновременно наделяет педагога терпимостью и увлеченностью, способностью и готовностью выслушивать, узнавать и даже резонировать с людьми способами, которые сами по себе являются психотерапевтическими и обладают колоссальной воспитательной энергией.

Мотивация педагогической деятельности
Основным из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Выделяются следующие виды мотивов: 1. Внешние (например, мотив достижения); 2. Внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей деятельности). Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы ад ...

Структура мотивации: потребности, мотивы, цели
Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на: ¾ потребности – источники активности учащегося; ¾ мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения; ¾ цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося; ¾ переживания – регуляторы поведения учащегося, ...

Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями.
Интерес к проблеме памяти проявляется в древности. Платона и Аристотель осмысливали эти вопросы с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма, на которой запечатляются происходящие события. Проблеме развития памяти уделялось внимание советскими и зарубежными психоло ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru