Заключение

Таким образом, рассмотрев тему нашей работы мы можем сделать следующие выводы.

Термин «психологическая защита» в последние десятилетия часто встречается в медицинской, социальной, психологической литературе. Исследованием данного явления занимались такие учёные, как Г.В. Бурменская, М.И. Буянов, А. Я. Варга, В.И. Гарбузов, В.И. Журбин, В.В. Лебединский, П. Лейстер, Б.Ф. Ломов, Е.Т. Соколова, А. Фрейд, З. Фрейд, Э.Г. Эйдемиллер и др. Феномен психологической защиты впервые был зафиксирован в парадигме психоаналитической теории, позже он изучался в различных ответвлениях глубинной психологии. Среди учёных нет единства мнений о том, сколько механизмов психологической защиты существует у человека.

Например, в оригинальной монографии Анны Фрейд описано 15 механизмов защиты. В.И. Журбин выделяет более десятка вариантов психологической защиты. Авторы определяют психологическую защиту через видовые либо функциональные характеристики, такие, как цель, результат, аффекты, деятельность, регуляция, познавательные процессы и т.п. Анализ литературных источников показывает, что расхождения в определении понятия психологической защиты объясняются тем, что оно задано направлением той научной парадигмы, в которой работает исследователь. Отсутствие понятийной чистоты, на наш взгляд, объясняется ещё и тем, что перевод научных терминов на иностранные языки бывает неточным, например, во многих работах не различаются «подавление» (repression) и «вытеснение» (suppression).

Употребление термина «компенсация» также требует уточнения.

Психологическая защита, как любой иной объект психологического анализа, представляет собой многокачественное, многомерное явление. Б.Ф. Ломов пишет о том, что при изучении психологической защиты часто приходится руководствоваться принципом редукции. Защитные механизмы сугубо индивидуальны и плохо поддаются рефлексии. По мнению автора, могут искажаться не только субъективные ощущения, но и вербальные сообщения о них. Наблюдения за результатами функционирования защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Бихевиористы считают, что существенную роль играет здесь различение самих действий и их мотивации. Нелегко бывает найти различие между некоторыми механизмами защиты, которые очень близко соотносятся друг с другом.

Таким образом, анализ литературных источников по рассматриваемой нами проблеме показывает, что среди учёных нет единой точки зрения ни на общее количество механизмов защиты, ни на степень их соотнесения друг с другом, ни на их определения в некоторых случаях.

Юмор является формой защиты, которая используется индивидом для скрытия от себя и других вытесненной в бессознательное недостигнутой цели.

В таких случаях юмор становится формой самоутверждения. Нередко последней пользуются люди с блестящим и живым умом. Они легко и отлично учатся. Живой юмор делает их душою общества и компенсирует их не всегда блестящие внешние данные. Они не концентрируют все усилия на приобретении профессии. В компании они вызывают обиду у тех, над кем подшучивают. Это про них сказано: „Ради красного словца не пожалеют и отца“. У таких людей много не столько врагов, сколько недоброжелателей, которые используют их шутки в других местах. Но главное, в процессе дальнейшей жизни они отстают от тех, над кем подшучивали, не могут достигнуть той цели, которая вызвала бы успокоение в душе. И постепенно они становятся повышенно тревожными и озлобленными. Нередко подшучивание над другими является у них единственным способом самоутверждения. На эту форму защиты в свое время обратил внимание Ф. Ницше: „Ирония уместна лишь как педагогическое средство в общении учителя с учениками. В других случаях ирония - это бесчинство. Кроме того, привычка к иронии портит характер, она постепенно придает ему черту злорадного превосходства: под конец начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, научилась к тому же смеяться“.

Эта форма защиты распространена в компаниях нашей молодежи и кажется весьма безобидной, но, как и все формы защиты, она весьма энергоемка и отвлекает от поставленных целей, ибо, как алкоголь и наркотик, быстро дает насмешнику наслаждение. Больше пользы она приносит тому, над кем шутят: он начинает думать. Шутник его как бы шлифует. При кажущейся простоте рекомендация перестать шутить над другими вызывает массу рационализации и интеллектуализации. Поскольку вред этой формы защиты выявляется слишком поздно, избавиться от нее бывает так же трудно, как от наркотика. Тем, кто всерьез решил покончить с ней и не хочет отказаться от применения своего остро отточенного оружия, можно рекомендовать подшучивать над собой. Лучше уж шлифовать себя, чем другого, да и безопаснее.

Восприятие как познавательный психический процесс
«Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности . органов чувств. »(1, стр. 66) Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в т ...

Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкол ...

Управление процессом группового принятия решений. Закономерности структурной организации принятия группового решения.
В результате специальных исследований ученые выяснили, что процессы группового принятия решений организованы в общем виде на основе структурно-уровневого принципа и образуют определенную иерархию, включающую пять основных уровней: квазигрупповой, агрегативно-групповой, локально-групповой, интегративно-групповой, метагрупповой.[1] В осно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru