Системный подход в исследовании предмета психологии труда
Страница 1

Материалы » Трудовой пост, рабочее место и профессия » Системный подход в исследовании предмета психологии труда

Под системой (от греч. systema — составленное из частей, соединенное) понимают совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Изучение этого феномена позволяет выявлять множество его важных атрибутов и особенностей, проявляющихся в появлении новых — "системных" — качеств, ранее не присущих исходным составляющим, компонентам системы ("целое больше составляющих его частей").

В настоящей работе мы ограничимся предельно упрощенным определением понятия "система" и выделим лишь две ее особенности:

1) возникновение качественно новых, "системных" свойств, не присущих составляющим ее компонентам в отдельности, своеобразно объединяющих их и придающих всей их организации совершенно новые качества;

2) разные по своей природе изначальные качества компонентов, составляющих систему, но согласованно взаимодействующие друг с другом, более того — взаимодополняющие друг друга в их происхождении и функционировании.

Рассматривая систему в методологическом и онтологическом аспектах, необходимо раскрыть содержание еще нескольких понятий, связанных с системным подходом к анализу явлений, процессов, закономерностей.

► Компонент — наименьшая рассматриваемая часть системы, выступающая в ее масштабе как предел анализа системы в целом, но в то же время такая часть целого, которая реально является ее значительной подсистемой и потенциально может рассматриваться как целостная система, но уже в другом масштабе анализа.

К слову, под элементом подразумевается "предел делимости" системы.

Привлечение понятий "система", "структура", "функциональная система" и других предполагает хорошее знание читателем теории вопроса. Допуская, что этого в должной степени в момент знакомства с книгой может и не быть, автор с сожалением ограничивается лишь некоторыми комментариями и констатацией факта существования в науке такого подхода к изучению фактов реальности.

► Под структурой понимают: 1) устойчивость, инвариантность; 2) внутреннюю организацию; 3) совокупность не всех, а лишь некоторых связей, отношений, элементов, компонентов, определяющих качество данной организации, системы.

Другими словами, система как таковая может быть гибкой, изменяться в определенных пределах, в определенных границах, но выход за пределы этих границ есть разрушение структуры, он приводит к потере системой ее системных качеств, т. е. необратимому разрушению самой системы

В качестве примера, наиболее близкого к обсуждаемой нами теме, приведем пример естественной биологической системы — организм человека как субъект деятельности с его "парадоксами", "нетождественностью" компонентов и другими "несоответствиями". Под организмом мы подразумеваем "индивидные особенности" человека как субъекта деятельности по Б. Г. Ананьеву

Итак, организм человека есть единство и определенный баланс "живого" (костная и мышечная система, внутренние органы, гормональная, сердечнососудистая, дыхательная, центральная нервная и вегетативная системы и т. д.) и "мертвого" (волосы, ногти, поверхностный слой кожи, отмирающие клетки, ткани, органы). Функции "мертвого" — сохранять и защищать "живое" от жесткости внешней среды в жизнедеятельности организма человека, обеспечивать резервы функционирования организма в экстремальных условиях. Далее — разные подсистемы функционируют и развиваются в разных временных периодах. Так, костная система есть активная и живая ткань, но достаточно "инертная"; в частности, ее клетки заменяются всего лишь несколько раз в течение жизни человека. В то же время "время жизни" клеток крови около одного месяца; блокирование функционирования выделительных систем более чем на одни сутки приводит к отравлению организма, а прекращение деятельности дыхательной системы на 4-5 минут приводит к необратимой патологии высших отделов головного мозга.

Но именно такое различие исходных компонентов и создает целое, которое больше составляющих его элементов, то целое, которое способно автономно существовать и эффективно работать для достижения целей ее отдельных, частных функциональных систем. Важнейшей целью главной функциональной системы — организма в целом — является "инструментальное обеспечение" исходными, первоначальными средствами социальной активности человека как субъекта труда, как активного субъекта своей жизнедеятельности.

Страницы: 1 2

Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы
Ребенок клиента – дочь Лиза находится в трудном для любого ребенка возрасте семи лет. В этом возрасте большинство детей переживают так называемый «кризис семи лет». Кризис семи лет – это непростой период в жизни ребенка и его родителей. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появле ...

Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома
Психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, кардинально отличается от развития детей, воспитывающихся в семье, и проявляется в нарушении интеллектуального, эмоционально-волевого, полового и нравственного развития, а также в нарушенной социализации. Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуа ...

Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект
В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек, средний возраст испытуемых составил 14,43 года. После ручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу, которая представлена в Приложении №7 . Для обра ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru