Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой
деятельности человекаСтраница 5
В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения автором модифицированного варианта большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности:
1-я шкала «невротического сверхконтроля» — выявляет мотивационную направленность личности; повышенные данные по шкале свидетельствуют о возможном преуспевании человека в профессиональной деятельности, в которой уместны и необходимы качества исполнительности, умения подчиняться, аккуратность, умения сдерживать себя; в структуре невротических расстройств высокие показатели по шкале выявляют ипохондрическую симптоматику;
2-я шкала «пессимистичности» — выявляет преобладание пассивной личностной позиции, неудовлетворенности, что отражает широкий круг депрессивных симптомов разной этиологии;
3-я шкала «эмоциональной лабильности» — выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций, отражает быструю смену и яркость переживаний; лица с ведущей 3-й шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, неустойчивостью самооценки, влечением (тропизмом) к видам профессиональной деятельности, в которых насыщается потребность в общении, в переживании ярких чувств;
4-я шкала «импульсивности» — выявляет активную жизненную позицию, высокую поисковую активность, преобладание мотивации достижения; характеризует склонность к риску, высокий уровень притязаний, отсутствие выраженной конформности;
5-я шкала «мужественности—женственности» — выявляет отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения и усложнение сексуальной межличностной адаптации; у мужчин — гуманистическую направленность интересов, сентиментальность, утонченность вкуса, ранимость и т. п., у женщин — мужественность, независимость, стремление к самостоятельности и т. п.;
6-я шкала «ригидности» — выявляет устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, сте-ничность установок, активность позиции, практичность, устойчивость к стрессу, изобретательность и рациональность склада ума сочетаются с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения;
7-я шкала «тревожности» — выявляет преобладание пассивно-страдательной позиции, мотивации избегания неуспеха, чувства ответственности, скромности, повышенной тревожности, ориентированности на мнение группы, ориентации на сферу гуманистических интересов, на исполнительский стиль работы вне обширных контактов и т. п.;
8-я шкала «индивидуалистичное™» — выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления, склонность к раздумьям, творческую ориентированность, независимость взглядов и т. п.;
9-я шкала «оптимизма и активности»— отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, инициативность, переоценку собственных возможностей;
0-я шкала «социальной интроверсии» — выявляет пассивность личностной позиции, обращенность интересов в мир внутренних переживаний, снижение уровня включенности в социальную среду.
Кроме базовых шкал имеются три контрольных: шкала «лжи» (/-) отражает степень искренности обследуемого в процессе тестирования, шкала «достоверности» (Р) выявляет уровень надежности полученных данных в зависимости от откровенности обследуемого и готовности к сотрудничеству, шкала «коррекции» (/0 выявляет степень искажения профиля под влиянием закрытости обследуемого. В зависимости от показателей этих шкал профиль признается как достоверный или недостоверный.
Обследование позволяет психологу получить так называемый личностный профиль или графическую запись результатов на специальном бланке. Необходимо отметить, что умение извлечь из такой записи большее или меньшее количество информации во многом зависит от знаний и опыта психолога.
При интерпретации профиля обычно учитывается соотнесенность между собой уровня показателей по отдельным шкалам. Некоторые шкалы взаимно усиливают значение друг друга, другие ослабляют или нивелируют признаки, выявленные той или иной шкалой.
Опыт применения СМ ИЛ для целей психодиагностики при отборе в летные училища убеждает в том, что это достаточно объективный и универсальный прием. Использование этой методики целесообразно, в частности, в тех случаях, когда требуется количественное выражение и сопоставление результатов исследования, изучение большого числа лиц при ограниченном лимите времени, установление взаимосвязи конкретных особенностей личности и психических состояний с любыми другими характеристиками человека, включая показатели его профессиональной эффективности. Кроме того, учет данных по СМИЛ позволяет не допускать к обучению кандидатов с патологическими особенностями личности.
«16-факторный личностный опросник Кэттелла — 16-ФЛО». При разработке опросника американский психолог Р. Кэт-телл исходил из представления о том, что ответы на вопросы — не интроспективные данные, а некоторые характеристики поведения, с учетом которых можно прогнозировать поведение человека в определенных ситуациях. Кэттелл, считая, что наиболее адекватна для описания личности процедура факторного анализа, предполагал, что все акты поведения могут быть описаны с помощью соответствующего прилагательного. По мнению Кэттелла, прилагательное английского языка позволяет описать все аспекты и особенности личности ] 1711. На основании анализа этих прилагательных применительно к ситуациям, к которым они могут относиться, выделены три группы факторов, характеризующих данные о человеке, получаемые с помощью ответов о самом себе (0 = данные, Оиех1юппа1ге-аа1а), данные наблюдения (Н = данные, ИГе-ааса) и данные объективных тестовых исследований (Т= данные,). Для каждой из трех групп Кеттелл разработал специальные средства измерения, предполагая, что результаты анализа этих разнообразных данных будут согласовываться между собой.
Процедура и комплекс методов исследования индивидуально-психологических
качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на
морально-психологический климат.
Специфика управления людьми /в отличие от «управления вещами»/ состоит в том, что многое здесь не поддается прямым измерениям, точным количественным оценкам, значительная часть причинно–следственных связей скрыта за внешними проявлениями и поступками людей. Подобная ситуация приводит к неоднозначности процесса управления как объекта изу ...
Выявление интересов членов группы
А сейчас я раздам вам бумагу для записей и английские булавки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую помечает знаком “+”, правую знаком “-”. Под знаком “+” перечисляется: любимый цвет, любимое время года, любимый фрукт, животное, название любимой книги, любимого литерат ...
Структура личности как основа психологического и психопатологического анализа
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.
Синтез сложных структур:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- способностей (система интеллектуальных, волевы ...