Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
Страница 1

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников

Те

или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольни­ков. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее четырех ак­тов, цель которых - причинить вред сверстни­ку, в то время как у других детей отмечается не более одного.

Среди психологических особенностей, провоци­рующих агрессивное поведение, обычно вы­деляют недостаточнее развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уро­вень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нару­шения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.

Сравнительный анализ данных показателей у дошкольников - агрессивных и неагрессив­ных - показывает: по большинству из них пер­вые мало чем отличаются от вторых. Так уро­вень развития их интеллекта в среднем соот­ветствует возрастной норме, а у некоторых да­же превышает. У многих зафиксирован доста­точно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представлен­ные, например, на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей, за исключением некото­рых, в целом несколько ниже.

Агрессивные де­ти более остро и на­пряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих досто­инств. Характерно, что переживания эти, как правило, не соответст­вуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстни­ков агрессивные дети мало, чем отличаются от других - среди них есть и предпочитаемые, и от­вергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тя­желые переживания вызваны не действитель­ным положением в группе, а субъективным вос­приятием отношения к себе. Ребенку кажется: его не ценят, не видят его достоинств.

Еще более существенные различия прояв­ляются в процессе реального взаимодейст­вия. В ситуации совместной деятельности, когда двум или трем воспитанникам взрослый предлагает раскрасить картинки или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, а если и проявляют внимание к успехам сверстника, то только отрицательное и с одной мотиваци­ей: вырвать рисунок, попытаться ударить; не уступить свой предмет (карандаш или детали мозаики). Эти данные дают основание пола­гать, что главная отличительная черта агрес­сивных детей - их отношение к сверстнику. Другой ребенок для них - противник, конку­рент, препятствие, которое нужно устранить.

Агрессивный ребенок враждебные намере­ния и чувство пренебрежения обычно припи­сывает другому. Проявляется это в представлении о своей недооцененности со стороны сверстников; в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.

Главные проблемы аг­рессивных детей, причем неоднородные, ле­жат в сфере отношений со сверстниками. Об­следуя их, исследователи выявляют существенные индиви­дуальные различия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо выделя­ются три группы.

Первую группу составляют дети, которые ча­ще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников.

Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасы­вают вещи; поведение направлено на получе­ние эмоционального отклика. Как правило, ак­тивно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и пре­кращают свои вызывающие действия. Агрес­сивные акты мимолетны, ситуативны и не отли­чаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию - прямую или косвен­ную - в ситуации привлечения внимания; и носит она непроизвольный, непосредствен­ный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника - готовно­стью сотрудничать. По данным социо­метрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий ста­тус в группе сверстников - их либо не замечают и не принимают всерьез, ли­бо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают», «всегда мешают», «ни­кого не слушают». Данные психологи­ческого обследования показывают: дети первой группы

Страницы: 1 2 3

Определение воображения (представления)
Определение Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью Воображение – (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспр ...

Особенности отдельных форм девиантного поведения.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику. ...

Профилактика конфликтов в деловом общении
Практика показывает, что неразрешимых конфликтов, которые нельзя было бы уладить без применения силы, не существует. Поэтому любую попытку урегулирования конфликтной ситуации "мирным путем" нужно обязательно использовать. Наиболее эффективным средством следует признать устранение из делового общения суждений и оценок, которые ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru