Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека
Страница 4

Материалы » Исследования индивидуальных различий людей » Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека

Адекватный перевод методик с одного языка на другой, адаптация их к социальным нормам страны, где проводится обследование, еще недостаточны для проведения научно обоснованного анализа. Необходима рестандартизация нор­мативных данных по шкалам опросников для соответству­ющей профессиональной группы.

« Миннессотский многомерный личностный опросник (ММР1)». Этот опросник, завоевавший очень большую популярность, был разработан американскими учеными Дж. Мак-Кинли и С. Хатауэйем в начале 50-х годов. Вплоть до настоящего вре­мени ММР1 — одна из наиболее часто применяемых мето­дик как для целей диагностики, так и в различных теорети­ческих исследованиях.

В нашей стране адаптированный вариант методики ис­пользуется и в целях клинической диагностики, при профес­сиональном отборе пилотов и врачебно-летной экспертизе, для решения проблем психодиагностики в спортивной пси­хологии.

Столь широкую популярность опросника, видимо, мож­но объяснить, во-первых, тем, что при создании почти всех шкал строго соблюдались основш^е психометрические тре­бования. Например, на большой выборке была повторно определена диагностическая и прогностическая валидность большинства шкал. Во-вторых, в основу методики не закла­дывалась никакая из существовавших в то время методоло­гически несовершенных теорий личности. Методика раз­рабатывалась чисто эмпирически — путем тщательного статистического подбора утверждений, дифференцировав­ших группы испытуемых, выделенных с помощью четких «внешних» критериев, которыми явились оценки особенно­стей поведения, даваемые экспертами-наблюдателями. Каждая шкала разрабатывалась на основе той или иной «критериальной» группы. Например, утверждения в шкалу психопатии отбирались из отчетов лиц, находящихся в про­цессе судебно-психиатрической экспертизы. Больше всего среди них оказалось психопатов, откуда и название шкалы, при разработке которой они были критериальной группой.

Создатели ММР1 исходили из того, что эта шкала позво­ляет определить степень подобия испытуемого лицам, у которых причина трудностей адаптации заключается в неуме­нии использовать жизненный опыт, в пренебрежении к об­щепринятым нормам социального поведения. Отсюда пси­холог, пользующийся этой методикой, обнаружив сходство ответов испытуемого с ответами критериальной группы, может утверждать, что в своем поведении испытуемый в оп­ределенной степени похож на этих лиц (настолько, насколь­ко полно совпадают их ответы).

В-третьих, опросник позволяет в течение довольно ко­роткого времени выявить личностные характеристики, оп­ределяющие уровень социально-психологической адапта­ции, что предполагает изучение всех аспектов личности как больного, так и здорового человека. На начальных этапах разработки этот опросник использовался лишь для уточне­ния некоторых вопросов клинической диагностики. Но по­лучаемые эмпирические данные позволили выявить харак­теристики, коррелирующие с количественным результатом по той или иной шкале. В связи с этим методика стала ис­пользоваться именно как личностный опросник для изуче­ния социально-психологической адаптации.

Следует подчеркнуть, что эмпирический и свободный от субъективизма метод разработки шкал обладает несомненны­ми достоинствами, особенно при решении задач прикладно­го, а не теоретического характера, так как избавляет от необ­ходимости определять сущность каждой измеряемой черты. Однако в опроснике есть целый ряд недостатков, наиболее существенный из которых состоит в том, что одни и те же от­веты оказываются диагностичными для нескольких шкал. Создатели ММР1 пришли к выводу, что это не скажется на валидности шкал, потому что отдельные шкалы связаны меж­ду собой и не являются однозначными по содержанию.

Некоторые авторы, например, считают недостаточным и способ оценки ответов. Ответ, соответствующий ключу, оценивается в один балл, несоответствующий — в ноль бал­лов. Никакая более дифференцированная система взвеши­вания ответов не использовалась. Безусловно, при таком большом количестве утверждений, какое содержится, это было бы чересчур трудоемкой процедурой. От­сутствие же «веса» отдельного утверждения, безусловно, снижает ценность опросника, так как совершенно очевид­на неравнозначность того или иного симптома в общей кар­тине состояния или в сочетании личностных характеристик. Данная проблема принадлежит к числу наиболее трудных и сложных методологических проблем, связанных с примене­нием личностных опросников.

«Стандартизированный многофакторный метод исследо­вания личности — СМИЛ» (модифицированный тест ММР1) разработан Л.Н. Собчик [250|. Содержит 566 утверждений (сокращенный вариант — 360 утверждений, но без дополни­тельных шкал). Тест «СМИЛ» в первую очередь нацелен на изучение личности. Эта методи­ка в большей степени раскрывает канву психологически по­нятных переживаний и свойств личности, чем диагностиру­ет психопатологию. Многолетний опыт изучения автором личностных свойств в различных профессиональных груп­пах показал, что данные, полученные с помощью методики СМИЛ, могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств.

Страницы: 1 2 3 4 5

Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменен ...

Деньги – инструмент власти в семье.
В наши дни вопрос о зарабатывании денег в семье стоит особенно остро. Неважно, кто зарабатывает деньги: мужчина, женщина, или они оба. В идеальной семье они складываются в общий котел, или кошелек, и распоряжаются ими супруги сообща (не считая, конечно, незначительных повседневных покупок). Если этого нет, то семьи могут удариться в про ...

Анализ, диагностика и коррекция причин эмоционально-личностной дезадаптации учащихся
Из детской психологии известно, что любое нормальное развитие ребенка не обходится без определенных кризисов [3]. В период кризисов ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения, так как новая социальная ситуация развития предъявляет новые требования к уровню его психической зрелости. Подобное напряжение еще не означа ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru