Самопрезентация в политическом дискурсе
Начало психологического изучения репрезентируемых в речи интенций политиков было положено в ряде коллективных работ лаборатории психологии речи и психолингвистики РАН. В исследованиях многих авторов (Т.Н.Ушаковой, В.В. Латынова и др.) было показано, что в текстах, в том числе конфликтного характера, при обсуждении себя и своих сторонников регулярно проявляется интенция позитивной самопрезентации. Сознание субъекта концентрируется на нескольких «обобщенных объектах» - «мы», «противник», «3-яя сторона», «ситуация», из которых первый связан с позитивным оцениванием и такими интенциями, как самопрезентация, неявная самопрезентация, презентация своих сторонников, отвод обвинений, самооправдание и др. [10, C. 98-109]
Отмечая значимость сделанных выводов, констатирующих представленность интенции самопрезентации в речи политиков, обратим внимание, что трактовка самопрезентации как направленности субъекта на себя и своих сторонников не учитывает ее интерактивной составляющей, предполагающей вместе с тем, ориентацию на адресата речи.
В варианте более близком принятому пониманию самопрезентация представлена в исследованиях Н.Д. Павловой. На материале телевизионных предвыборных выступлений политиков показано, что в общем виде их интенциональная структура представляет собой иерархически организованную систему (рис.1). Направленность на выигрышную самопрезентацию, обозначенная как апологизация собственной кандидатуры, образует второй уровень иерархии. Апологизация подчиняет интенции нижнего уровня, связанные с направленностью на анализ окружающей действительности, и, в свою очередь, испытывает влияние направленности на аудиторию, агитацию, приобретая при этом определенное соотнесенное с адресатом выражение. Выступающий осуществляет выигрышную самопрезентацию, конструируя свое выступление в соответствии с представлением об установках избирателя.
Рисунок 1. Иерархичность интенциональной структуры выступлений
Выявляя место интенции самопрезентации в интенциональном пространстве предвыборного дискурса, эти работы обнаружили также некоторые характерные способы ее речевого выражения. Было показано, что эта интенция может проявляться в прямой форме, когда кандидат просто дает себе те или иные ориентированные на избирателя позитивные характеристики («я никогда не обманываю»).
Вместе с тем, говорящий нередко описывает существующую ситуацию, чтобы затем заявить, что собирается исправить положение. Эти фрагменты выступлений также служат апологизации кандидата, поскольку используются для того, чтобы в конечном итоге представить его в выигрышном свете.
Примечательно, что существуют выступления, так сказать апологетичного типа, где направленность на выигрышную самопрезентацию является ведущей, она подчиняет себе направленность на анализ действительности и служит агитации за себя избирателя (рис.2).
Рисунок 2. Интенциональная структура апологетичных выступлений
В выступлениях другого типа, которые могут быть названы критическими, выражена к тому же направленность на критику политического оппонента. Для нас подобные выступления интересны тем, что эта интенция тесно взаимосвязана с апологизацией. Одно и то же высказывание служит как критике оппонента, так и апологизации кандидата («В моей России не будут голодать ученые, учителя, врачи»).
В текстах, в том числе конфликтного характера, при обсуждении себя и своих сторонников регулярно проявляется интенция позитивной самопрезинтации.
Суицид среди молодежи
На первый взгляд, может быть, это звучит антигуманистично, но отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте все же является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться, и ответственность за него несут все члены общест ...
Описание экспериментального исследования
Результаты исследования по определению стилей саморегуляции подростков см. в приложении 4.
Таблица 1
Количественные показатели выявления стилей саморегуляции испытуемых, % .№ =88; %
Шкала
Уровень показателей
Пл.
М.
Пр.
ОР.
Г.
С.
ОУ
Высокий
11,3
9,1
0
2,3
9,1
11,4
25,0
Средний ...
Анализ полученных результатов
При исследовании взаимосвязи личностных особенностей руководителей и социально-психологического климата в коллективе сотрудников ОАО «» мы диагностировали личностные особенности 8 руководителей среднего звена посредством методик: Кейрси, Томаса, Хитровой, а также с целью определения характеристик психологического климата посредством опр ...

