Эксперименты по изучению особенностей зрительного восприятия у больных шизофренией
Страница 1

Материалы » Когнитивная сфера у больных шизофренией » Эксперименты по изучению особенностей зрительного восприятия у больных шизофренией

Испытуемым предлагалось опознавать зрительные стимулы (изображения предметов) в условиях неполноты стимульной информации. В такой ситуации опознание изображений обычно неоднозначно, и для полной идентификации требуется привлечение из памяти системы «образов-эталонов», заключенной в прошлом опыте субъекта.

Поскольку у больных шизофренией снижена социальная опосредованность познавательной деятельности, а, следовательно, система образов-эталонов у них менее устойчива и обобщенна, была выдвинута гипотеза о возможном различии результатов восприятия людьми, больными шизофренией, и здоровыми.

Ситуации с неполной стимульной информацией в каждой серии экспериментов создавались с помощью разных приемов: оптического искажения стимула, расфокусировки изображения, ограничения времени предъявления стимула, тахистоскопического предъявления изображений.

В качестве стимулов использовались высоковероятные (стереотипно и в привычном ракурсе представленные) и маловероятные изображения (характеризующиеся какими-либо необычными свойствами: ракурсом, положением и т.п.).

В первой серии экспериментов с помощью эпидиаскопа на экран проецировались тестовые изображения. Этот аппарат дает возможность предъявления сильно увеличенного, расфокусированного изображения. Степень расфокусированности определялась специальной шкалой.

Испытуемые должны были распознать изображение на экране. Четкость предъявляемых изображений постепенно увеличивалась, и то деление шкалы, на котором испытуемый правильно определял стимул, принималось за порог опознания.

Эта серия экспериментов включала в себя два методических варианта, различавшихся набором изображений и временем экспозиции. Для каждого изображения были вычислены средние пороги опознания здоровыми испытуемыми и больными шизофренией. Здесь и выявились наиболее значимые отличия между группами испытуемых: повышение и понижение порогов коррелировали с характером изображений. Высоковероятные изображения опознавались больными шизофренией труднее, чем это должно быть в норме, а идентификация маловероятных изображений давалась им значительно легче, чем это бывает в норме.

Также был проведен анализ выдвигавшихся испытуемыми гипотез, и было выявлено, что среди предположений, высказываемых больными, уменьшена доля гипотез, которые для здоровых являлись наиболее вероятными. Статистическая структура системы гипотез у здоровых испытуемых существенно определялась опытом восприятия изображений, встречающихся в книгах и журналах.

В то же время, больные шизофренией, участвовавшие в эксперименте, выдвинули существенно больше гипотез (на 30%), чем здоровые испытуемые, однако их смысловые характеристики на 50% соответствовали маловероятному для здоровых содержанию.

Во второй серии экспериментов обычные и необычные изображения предъявлялись испытуемым с помощью тахистоскопа, т.е. ключевым фактором исследования был дефицит времени для опознания. За порог опознания принималось то минимальное время экспозиции, при котором испытуемый правильно определял стимул.

Всего в исследовании использовалось 6 изображений. Обычные – «яблоко», «стул» и «собака», и необычные – «стакан и серп», «ваза с лежащей среди фруктов электрической лампочкой» и «змея на дереве». Необычность трёх последних изображений достигалась за счет непривычного сочетании предметов, и при быстром предъявлении они были трудноотличимы от более вероятных в данных комбинациях предметов: блюдца, груши и сучка соответственно.

Результаты экспериментов показали одинаковое среднее время опознания двух простых изображений («яблоко», «стул») у испытуемых обеих групп. Восприятие сложных изображений было затруднено также у обеих групп, при этом повышалась роль образов-гипотез, предположений об увиденном.

Результаты опознания у больных шизофренией и здоровых различались при определении 4 сложных изображений, одного обычного («собака») и трёх необычных.

Страницы: 1 2

Структура мотивации: потребности, мотивы, цели
Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на: ¾ потребности – источники активности учащегося; ¾ мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения; ¾ цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося; ¾ переживания – регуляторы поведения учащегося, ...

Описание работы
Конечно, далеко не все описания работы основываются на профессиографическом анализе. Этому есть множество объяснений, из которых главным является время и дороговизна такого анализа. Тем не менее, описания работы крайне полезны для многих связанных с персоналом функций, к которым они имеют отношение, когда эти описания создаются на основ ...

Организация и методики исследования. Организация исследования
Исследование проводилось 2008 году. Эмпирическим объектом являлись студенты ПГТИ г. Перми. Общая выборка была разделена на две группы: 7 студентов, проживающих в родительской семье, и 7 студентов, живущих отдельно от родителей. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет. Испытуемые были выровнены по половому признаку. В соответствии с задачам ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru