Мотивация педагогической деятельности
Страница 1

Основным из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Выделяются следующие виды мотивов:

1. Внешние (например, мотив достижения);

2. Внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей деятельности).

Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализацией. Вместе с тем в педагогической деятельности проявляется и такая форма ориентации, как доминирование, или мотив власти. Г. А. Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Признаками или эффектами потребности доминирования являются следующие желания:

1. Контролировать свое социальное окружение.

2. Воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания.

3. Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами.

4. Добиваться их сотрудничества.

5. Убеждать других в своей правоте. [1]

Н.А.Аминов отмечает так же соответствие этим желаниям определенных действий, которые согласно Мюррею сгруппированы следующим образом:

1. Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать.

2. Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, принимать решения.

3. Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы.

4. Очаровывать, покорять, заставлять прислушаться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду. [17]

Особую роль в объяснении теории власти играет стремление к совершенству к превосходству и социальной власти в комплексе ведущих мотивов личностного развития.

Н.А. Аминов приводит для иллюстрации следующие виды мотивы власти, соотносимые с педагогической деятельностью учителя:

1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием, в какой мере учитель может удовлетворить один из мотивов ученика и насколько учитель поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения ученика.

2. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием ученика, во-первых, той меры, в какой учитель способен наказать его за нежелательное для учителя действие, и насколько, во-вторых, учитель сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения ученика

3. Нормативная власть. Речь идет об интеоризированных учеником формах, согласно которым учитель имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4. Власть эталона. Она основана на идентификации ученика и желание ученика быть похожим на учителя.

5. Власти знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых учителю со стороны ученика особых знаний по изученному предмету, интуиции или навыков обучения в рамках предмета.

6. Информационная власть. Она имеет место в тех случаях, когда учитель владеет информацией способной заставить ученика увидеть последствие своего поведения в школе или дома в новом свете.[6]

Для анализа мотивации педагогическая деятельность представляет интерес, стадиальность мотивирования властью по Макклелланду, а именно 4-я стадия (мне хочется выполнить свой долг). Она соответствует взрослому состоянию, т.е. зрелому человеку, который посвящает свою жизнь служению какому-либо делу или определенной социальной группе.

Н.А.Аминов специально подчеркивал, что мотивационной основе выбора педагогическая деятельность мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знание).

Это важно и для прогноза успешности педагогической деятельности. Под оказанием помощи, альтруистическим поведением могут пониматься любые целенаправленные на благополучие других людей действия. [17]

Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации по А.Б.Орлову, центрация понимается гуманистической психологии как «особым образом постое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и его поведение. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развитие их общения, творчества, личностного роста в целом».

Согласно Орлову личностная центрация учителя является «интегральной и системообразующей» характерной деятельности педагога. При этом полагается, что именно характер центрации учителя определяет все многообразие этой деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т. д.

Страницы: 1 2

Введение.
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способо ...

Диагностические особенности процесса рисования пальцами
Затраченное время можно разделить на три значимых элемента: 1. продолжительность реакции до начала рисования, 2. паузы во время рисования, 3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков. Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» ил ...

Восприятие как познавательный психический процесс
«Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности . органов чувств. »(1, стр. 66) Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в т ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru