Деятельность

Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии. Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена (сопутствующего, побочного явления). Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к исследованию психического. Оно стало рассматриваться и как результат, и как процесс. При определении деятельности и характеристике ее основных свойств особое значение имеет раскрытие соотношения двух понятий— «деятельность» и «активность». Под активностью обычно понимают практически любую форму взаимодействия субъекта со средой. В этом значении активность выступает родовой категорией по отношению к понятию «деятельность». Формы и проявления активности крайне разнообразны и классифицируются по очень многим основаниям. Различают поведенческую и деятельностную активность, осознаваемую и неосознаваемую, адаптивную и дезадаптивную, ситуативную и надситуативную, конструктивную и деструктивную и др. Термин «активность» может использоваться также как по отношению к личности в целом, так и ее отдельным подсистемам и даже функциональным органам (например, анализаторам). «Активность» как максимально обобщенная категория, описывающая всю совокупность форм взаимодействия человека со средой, наиболее адекватно раскрывается с позиций ее уровневого понимания. Согласно данной трактовке, все основные формы активности одновременно выступают и как ее основные уровни, которые в свою очередь образуют определенную иерархию. Высший уровень в ней — поведенческая, социально-детерминированная активность личности: низший — активность локальных подсистем индивида (анализаторных, моторных, гомеостатических и др.). Главное, что отличает одну деятельность от другой — это ее предмет. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. По предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действительный мотив. Он может быть вещественным и идеальным, данным в восприятии и существующим только в воображении, в мысли, — главное, что он всегда отвечает той или иной потребности и является обязательным условием деятельности. Деятельности без мотива не бывает: «немотивированная» деятельность — это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Основными «составляющими» деятельности выступают осуществляющие ее действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия. Классификация видов деятельности и поведения человека. Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность. Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Учебная деятельность — процесс усвоения предметных и познавательных действий. В основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним. Игра— особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности, а также развития ее мотивационно-потребностной сферы.

Экспресс-исследование развития памяти
Как уже отмечалось выше, хорошая память редко дается от рождения, чаще она – результат упорных занятий и тренировок. Однако в профессиональные училища (которые в наше время принято более благозвучно именовать колледжами или техническими лицеями) приходят обычно как раз недостаточно тренированные в этом отношении молодые люди (потому и п ...

Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чис ...

Тест описания поведения К. Томаса
В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов&qu ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru