Риски, связанные с воздействием эмоций. Особенности, функции и классификация эмоций
Страница 1

Материалы » Персонализация риска. Управление рисками, связанными с воздействием эмоций » Риски, связанные с воздействием эмоций. Особенности, функции и классификация эмоций

Оценка любого вида риска становится неадекватной под сильным эмоциональным воздействием. Человек наполнен эмоциями, которые представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла окружающих явлений и ситуаций. Главная особенность эмоций – переживания человеком своего отношения к значимым для него предметам и событиям. «Если вы расстроены каким-то внешним явлением, то ваше страдание связано не с этим мим событием, а с вашей оценкой его; и у вас есть сила отменить ее», - писал во II веке до н. э. римский император Марк Аврелий. Сильные эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Однако люди обычно склонны удовлетворять свои потребности в условиях дефицита информации. Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов. Одновременно повышается разрешающая способность восприятия сигналов внутренней сферы, и, следовательно, больше извлекается из хранилищ памяти (особенно — из подсознания). Именно таким образом эмоции влияют на процесс познания.

Эмоции обеспечивают выполнение ряда важных для человека функций: энергетическую мобилизацию организма (например, при внезапной опасности, страхе, радости и т. п.); сигнальную (например, предчувствие) и регулятивную (например, повышение температуры или давления при необходимости обеспечить аварийную защиту организма). Таким образом, эмоции – это форма протекания чувства, реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. Эмоциональные проявления характеризуются: направленностью (положительной или отрицательной, степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоции классифицируются следующим образом:

по направленности:

Ø положительные (например радость, удовольствие);

Ø отрицательные (например, печаль, гнев, страх);

Ø неопределенные, полярные (амбивалентные).

по воздействию

:

Ø стенические (от греч. «stenos» - возбуждение);

Ø астенические (угнетают, тормозят).

по длительности, силе и интенсивности:

Ø эмоциональные состояния (эмоции, чувства, настроения);

Ø эмоциональные реакции (аффект, фрустрация, стресс).

Чувства — это отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Стенические чувства (эмоции) _ это переживания, которые повышают активность, астенические — снижают активность личности.

По форме протекания чувства могут выражаться как:

Ø настроения, т. е. устойчивые переживания каких-то эмоций;

Ø аффекты, т. е. психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и эмоциональное относительно кратковременное переживание;

Ø страсти, т. е. проявление эмоций, обладающих волевой направленностью и длительностью.

Чувства бывают самыми разнообразными, например:

моральные

:

Ø патриотизм;

Ø любовь к своему делу;

Ø профессиональная гордость;

Ø чувство долга;

Ø ненависть к хапугам и стяжателям;

Ø презрение к болтунам и обманщикам.

интеллектуальные

:

Ø любознательность;

Ø удивление;

Ø чувство нового;

Ø сомнение;

Ø недоумение.

эстетические

:

Ø чувство прекрасного;

Ø чувство возвышенного;

Ø чувство героического;

Ø чувство трагического;

Ø чувство безобразного.

Особо следует обратить внимание на три эмоциональные реакции человека, весьма опасные для его здоровья и жизни, это –аффект, фрустрация и стресс.

Аффект

– это временная непатологическая дезориентация сознания, его «сужение», вызванное сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающаяся интенсивными импульсивными и функциональными изменениями эндокринной системы. Это сильная и относительно кратковременная эмоциональная реакция, связанная с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект (от лат. — душевное волнение, страсть) характеризуется:

Ø предельно высоким эмоциональным напряжением;

Ø ответной реакцией на угрозу;

Ø неготовностью к действиям в этом состоянии;

Ø несоизмеримостью действий со степенью их вызвавшей угрозы;

Ø полной мобилизацией всех

физических сил организма;

Ø сужением сознания;

Ø и как итог впоследствии — полным физическим истощением, а иногда и частичной амнезией.

Страницы: 1 2

Организация работы по развитию самооценки школьников с нарушениями зрения
Для формирования творческой, всесторонне развитой личности, способной наиболее полно реализовать свои возможности, необходимо развитие у человека умения анализировать и адекватно оценивать свои поступки, поведение, отношения с окружающими, а также свои личностные качества. В этом контексте, самооценка, как результат познания собственног ...

Изучение и анализ деятельности социального педагога по профилактике социальной дезадаптации учащихся 5-х классов
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальной адаптации учащихся 5-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 52 ученик ...

Понятие психологической готовности
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Готовность в общем — означает положение подготовленности, в котором организм настроен на действие или реакцию. Это такое состоян ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru