Риски, связанные с воздействием эмоций. Особенности, функции и классификация эмоций
Страница 1

Материалы » Персонализация риска. Управление рисками, связанными с воздействием эмоций » Риски, связанные с воздействием эмоций. Особенности, функции и классификация эмоций

Оценка любого вида риска становится неадекватной под сильным эмоциональным воздействием. Человек наполнен эмоциями, которые представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла окружающих явлений и ситуаций. Главная особенность эмоций – переживания человеком своего отношения к значимым для него предметам и событиям. «Если вы расстроены каким-то внешним явлением, то ваше страдание связано не с этим мим событием, а с вашей оценкой его; и у вас есть сила отменить ее», - писал во II веке до н. э. римский император Марк Аврелий. Сильные эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Однако люди обычно склонны удовлетворять свои потребности в условиях дефицита информации. Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов. Одновременно повышается разрешающая способность восприятия сигналов внутренней сферы, и, следовательно, больше извлекается из хранилищ памяти (особенно — из подсознания). Именно таким образом эмоции влияют на процесс познания.

Эмоции обеспечивают выполнение ряда важных для человека функций: энергетическую мобилизацию организма (например, при внезапной опасности, страхе, радости и т. п.); сигнальную (например, предчувствие) и регулятивную (например, повышение температуры или давления при необходимости обеспечить аварийную защиту организма). Таким образом, эмоции – это форма протекания чувства, реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. Эмоциональные проявления характеризуются: направленностью (положительной или отрицательной, степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоции классифицируются следующим образом:

по направленности:

Ø положительные (например радость, удовольствие);

Ø отрицательные (например, печаль, гнев, страх);

Ø неопределенные, полярные (амбивалентные).

по воздействию

:

Ø стенические (от греч. «stenos» - возбуждение);

Ø астенические (угнетают, тормозят).

по длительности, силе и интенсивности:

Ø эмоциональные состояния (эмоции, чувства, настроения);

Ø эмоциональные реакции (аффект, фрустрация, стресс).

Чувства — это отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Стенические чувства (эмоции) _ это переживания, которые повышают активность, астенические — снижают активность личности.

По форме протекания чувства могут выражаться как:

Ø настроения, т. е. устойчивые переживания каких-то эмоций;

Ø аффекты, т. е. психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и эмоциональное относительно кратковременное переживание;

Ø страсти, т. е. проявление эмоций, обладающих волевой направленностью и длительностью.

Чувства бывают самыми разнообразными, например:

моральные

:

Ø патриотизм;

Ø любовь к своему делу;

Ø профессиональная гордость;

Ø чувство долга;

Ø ненависть к хапугам и стяжателям;

Ø презрение к болтунам и обманщикам.

интеллектуальные

:

Ø любознательность;

Ø удивление;

Ø чувство нового;

Ø сомнение;

Ø недоумение.

эстетические

:

Ø чувство прекрасного;

Ø чувство возвышенного;

Ø чувство героического;

Ø чувство трагического;

Ø чувство безобразного.

Особо следует обратить внимание на три эмоциональные реакции человека, весьма опасные для его здоровья и жизни, это –аффект, фрустрация и стресс.

Аффект

– это временная непатологическая дезориентация сознания, его «сужение», вызванное сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающаяся интенсивными импульсивными и функциональными изменениями эндокринной системы. Это сильная и относительно кратковременная эмоциональная реакция, связанная с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект (от лат. — душевное волнение, страсть) характеризуется:

Ø предельно высоким эмоциональным напряжением;

Ø ответной реакцией на угрозу;

Ø неготовностью к действиям в этом состоянии;

Ø несоизмеримостью действий со степенью их вызвавшей угрозы;

Ø полной мобилизацией всех

физических сил организма;

Ø сужением сознания;

Ø и как итог впоследствии — полным физическим истощением, а иногда и частичной амнезией.

Страницы: 1 2

Понятие бессознательного психического. Структура личности. Динамика отношений сознания и бессознательного
Самое яркое представление о сущности теории Фрейда дает его цитата: " . человек страдает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них ." Психоаналитическую теорию З. Фрейда иногда называют учением о бессознательной психике. Действительно, ядром психоанализа является исс ...

Адаптация студентов к учебной деятельности
Обучение в вузе — сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей (Б.В. Задорожный, О.Н. Сараджева, В.А. Гаврилова, М.В. Бакина, А.И. Кузнецова, и др.). Нередко студенты поступают в высшие учебные заведения уже со сниженным уровнем здоровья. Физическая под ...

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей: 1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в п ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru