Риски, связанные с воздействием эмоций. Особенности,
функции и классификация эмоцийСтраница 1
Оценка любого вида риска становится неадекватной под сильным эмоциональным воздействием. Человек наполнен эмоциями, которые представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла окружающих явлений и ситуаций. Главная особенность эмоций – переживания человеком своего отношения к значимым для него предметам и событиям. «Если вы расстроены каким-то внешним явлением, то ваше страдание связано не с этим мим событием, а с вашей оценкой его; и у вас есть сила отменить ее», - писал во II веке до н. э. римский император Марк Аврелий. Сильные эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Однако люди обычно склонны удовлетворять свои потребности в условиях дефицита информации. Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов. Одновременно повышается разрешающая способность восприятия сигналов внутренней сферы, и, следовательно, больше извлекается из хранилищ памяти (особенно — из подсознания). Именно таким образом эмоции влияют на процесс познания.
Эмоции обеспечивают выполнение ряда важных для человека функций: энергетическую мобилизацию организма (например, при внезапной опасности, страхе, радости и т. п.); сигнальную (например, предчувствие) и регулятивную (например, повышение температуры или давления при необходимости обеспечить аварийную защиту организма). Таким образом, эмоции – это форма протекания чувства, реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. Эмоциональные проявления характеризуются: направленностью (положительной или отрицательной, степенью напряжения и уровнем обобщенности.
Эмоции классифицируются следующим образом:
по направленности:
Ø положительные (например радость, удовольствие);
Ø отрицательные (например, печаль, гнев, страх);
Ø неопределенные, полярные (амбивалентные).
по воздействию
:
Ø стенические (от греч. «stenos» - возбуждение);
Ø астенические (угнетают, тормозят).
по длительности, силе и интенсивности:
Ø эмоциональные состояния (эмоции, чувства, настроения);
Ø эмоциональные реакции (аффект, фрустрация, стресс).
Чувства — это отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Стенические чувства (эмоции) _ это переживания, которые повышают активность, астенические — снижают активность личности.
По форме протекания чувства могут выражаться как:
Ø настроения, т. е. устойчивые переживания каких-то эмоций;
Ø аффекты, т. е. психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и эмоциональное относительно кратковременное переживание;
Ø страсти, т. е. проявление эмоций, обладающих волевой направленностью и длительностью.
Чувства бывают самыми разнообразными, например:
моральные
:
Ø патриотизм;
Ø любовь к своему делу;
Ø профессиональная гордость;
Ø чувство долга;
Ø ненависть к хапугам и стяжателям;
Ø презрение к болтунам и обманщикам.
интеллектуальные
:
Ø любознательность;
Ø удивление;
Ø чувство нового;
Ø сомнение;
Ø недоумение.
эстетические
:
Ø чувство прекрасного;
Ø чувство возвышенного;
Ø чувство героического;
Ø чувство трагического;
Ø чувство безобразного.
Особо следует обратить внимание на три эмоциональные реакции человека, весьма опасные для его здоровья и жизни, это –аффект, фрустрация и стресс.
Аффект
– это временная непатологическая дезориентация сознания, его «сужение», вызванное сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающаяся интенсивными импульсивными и функциональными изменениями эндокринной системы. Это сильная и относительно кратковременная эмоциональная реакция, связанная с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект (от лат. — душевное волнение, страсть) характеризуется:
Ø предельно высоким эмоциональным напряжением;
Ø ответной реакцией на угрозу;
Ø неготовностью к действиям в этом состоянии;
Ø несоизмеримостью действий со степенью их вызвавшей угрозы;
Ø полной мобилизацией всех
физических сил организма;
Ø сужением сознания;
Ø и как итог впоследствии — полным физическим истощением, а иногда и частичной амнезией.
Понятие бессознательного психического. Структура
личности. Динамика отношений сознания и бессознательного
Самое яркое представление о сущности теории Фрейда дает его цитата: " . человек страдает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них ."
Психоаналитическую теорию З. Фрейда иногда называют учением о бессознательной психике. Действительно, ядром психоанализа является исс ...
Адаптация студентов к учебной деятельности
Обучение в вузе — сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей (Б.В. Задорожный, О.Н. Сараджева, В.А. Гаврилова, М.В. Бакина, А.И. Кузнецова, и др.).
Нередко студенты поступают в высшие учебные заведения уже со сниженным уровнем здоровья. Физическая под ...
Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего
школьного возраста
По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей:
1.
Креативный уровень
(ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в п ...

