Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте
Страница 2

Материалы » Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте » Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте

1) прямые формы отреагирования;

2) скрытые;

3) трансформирующие.

В целом результаты экспериментального исследования показы-, что культурные формы отреагирования характеризуются использованием вспомогательных средств, которые направлены на регууляцию социального взаимодействия в процессе общения. Эти формы разрядки аффекта по принципу обратной связи могут менять собственное эмоциональное состояние субъекта.

2) Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления переживаний.

Защитные механизмы этого типа непосредственно направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния и заключаются в преобразовании когнитивной основы переживаний, предполагая создание вспомогательных стимулов для регуляции переживаний.

Они не однородны по механизму своего действия на переживание. Выделяются два класса защитных механизмов - подавление и интеллектуализция. В случае подавления - это вытеснение, отрицание, фальсификация, перцептивная защита. Интеллектуализация включает в себя обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.

3)Защитные механизмы, реализующие функцию трансформаций переживаний.

Под трансформацией подразумевается такое преобразование когнитивной структуры переживаний, которое ведет к смене их знака. Процессы трансформации могут рассматриваться на модели юмора.

Юмор, как форма поведения, имеет сложное опосредствованное строение, свойственное высшим психическим процессам. В общем и целом, чем старше человек, тем более он склонен редуцировать свои переживания при помощи юмора. Недаром способность «юморить» не проявляется у детей, имеет грубоватые «несмешные» формы у подростков, и только в юношеском возрасте приобретают взрослые черты.

Таким образом, эмоциональное развитие в юношеском возрасте связано с прогрессивной интеллектуализацией эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке.

К юношескому возрасту в эмоциональной адаптации обнаруживается диссоциация различных сторон или звеньев эмоционального процесса. Происходит отрыв переживания от непосредственной стимульной ситуации или события, то есть то, что воспринимается, не совпадает с тем, что переживается. Содержание пер­живаний определяет не само стимульное событие, а результат его обобщения.

Вышеописанную методику можно использовать в целях диагностики сформированности защитных механизмов, регулирующих переживания.

В практических целях при диагностике защитных механизмов личности бывает важно определение трех показателей:

- сформированности функций регуляции переживаний (специфических форм отреагирования, редукции или ослабления переживаний, а также трансформации);

- ведущего типа (функции) регуляции переживаний;

- степени зрелости защитных механизмов.

Каждый из показателей пред­полагает возможность количественной оценки. Она осуществляется в несколько этапов, которые включают:

- качественный анализ ответов испытуемых на основе разработанной классификации защитных механизмов. При этом следует учитывать, что существует три уровня категориального анализа:

а) идентификация защитных механизмов по способу преобразовании переживаний или функции регуляции;

б) по типу защитных механизмов;

в) по разновидности техник, которые встречаются в рамках того или иного типа защитных механизмов;

- подсчет числа ответов, попавших в ту или иную категорию для каждой из экспериментальных ситуаций. Следует учитывать, что на каждую ситуацию испытуемым дается три ответа в соответствии с тремя экспериментальными условиями. Данные по ситуации суммируются;

- дальнейший подсчет, который, в зависимости от диагностических целей, производится дифференцированно по уровням категориального анализа защитных механизмов.

При определении показателей сформированности функций регуляции переживаний и выявлении среди них ведущей, необходимо вычислить процентную долю ответов по каждой функции в общей сумме ответов по всем функциям.

Степень зрелости защитных механизмов юноши определяется по каждой функции регуляции переживаний отдельно. При этом подсчитывается процентная доля различных типов защитных механизмов в общей сумме ответов по рассматриваемой категории, определяется их соотношение. Например, в случае отреагирования выявляется процентное соотношение прямого, скрытого и трансформирующего типов; при редукции переживаний - соотношение механизмов подавления и интеллектуализации; при трансформации - соотношение изоморфного юмора и юмора с нарушением изоморфизма. При оценке зрелости защитных механизмов следует учитывать их естественную динамику развития в подростковом и юношеском возрасте, а также то, что более зрелые механизмы являются более интеллектуальными.

Страницы: 1 2 3

Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования
Для сопоставления мы рассмотрим интенцию самопрезентации в ситуации психологического консультирования (первичная беседа), предполагающей непосредственное общение собеседников. Эти исследования проводились Т.А. Кубрак. В этих условиях интенциональная направленность на себя одного из собеседников (клиента), очевидно, является явно выраже ...

Влияние нервной системы на темперамент человека
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прир ...

Методы профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов
Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания рекомендовано следующее: · организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки; · оптимизация режима работы и отдыха ; · обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния; · привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru