Второй этап: работа с проблемойСтраница 1
Психолог: Скажите, а ваша дочь хочет быть гимнасткой?
К.: Мне кажется, да. Но когда возникают такие трудности, ребенок очень расстраивается. Кроме того, я считаю, что тренер требует слишком многого и уделяет недостаточно внимания тренировкам с дочерью.
П.: Ваша дочь не думала бросить занятия гимнастикой?
К.: Вы знаете, вообще дочь с радостью занимается, мечтает занимать первые места. Но когда случаются такие неудачи, ребенок так сильно переживает, что иногда говорит об этом. Раз не получается – нечего и браться.
П.: А занятия гимнастикой – это выбор дочери или Ваш?
К.: Ну что вы! Дочь сама решила заниматься спортом. Сама выбирала вид спорта. Мы интересовались всем, что предлагали спортивные школы, и Лиза остановилась на художественной гимнастике.
П.: А вы сами не мечтали стать гимнасткой?
К.: Нет, не мечтала. Я была и остаюсь, очень далека от спорта. Поэтому на профессиональных занятиях дочери не настаивала. Это целиком ее выбор.
П.: Вам кажется, что у Вашей дочери есть все возможности реализовать свои желания?
К.: Думаю да, у нее должно все получиться. Она очень старается, я помогаю ей всем, чем могу. Во всем стараюсь ее поддержать.
П.: Вы считаете, что тренер уделяет Вашей дочери недостаточно внимания?
К.: Нет, ну он конечно выполняет свою работу. С одной стороны у меня нет к нему претензий. Дочь на него не жалуется. С другой стороны, ведь он же ее учит. Почему тогда у нее не получается. Наверное, тренер учит мою дочь недостаточно хорошо.
П.: Давайте поговорим о Вашей дочери. Как Лиза реагирует на свои неудачи?
К.: Лизонька очень расстраивается, иногда даже плачет. Были случаи, когда она отказывалась выступать в следующих соревнованиях. Иногда были порывы бросить занятия.
П.: Чем она это мотивировала?
К.: Она говорила, что все равно у нее ничего не получится, что она не хочет выглядеть в глазах других «неумехой». Не хочет расстраивать меня своими неудачами. Все равно у нее ничего не получится.
П.: Вы испытывали такие же чувства, когда в Вашей жизни случались подобные моменты? (отражение чувств)
К.: Да, такое было. И вот ребенок теперь получается в этой же ситуации. Вы хотите сказать, что это «замкнутый круг»?
П.: Ну Вашему ребенку еще только 7 лет, он еще не в том возрасте, чтобы столкнуться с этой проблемой и решать ее. Может быть проблема в том, что Вы ждете от ребенка достижений, но не получаете их? (интерпретация)
Пауза.
К.: Нет! Вы не правы, причем тут мои желания! Я волнуюсь, что у ребенка не получается, а вдруг это дело всей ее жизни, и если сейчас ей не помочь, то она не сможет реализовать себя в будущем?
П.: А Вы непременно хотите этого?
К.: Ну, это же естественное желание каждого родителя, а как же иначе?
П.: Вы очень переживаете за успехи и неудачи дочери. Вам не кажется, что это и есть причина волнений дочери? (резюмирование)
К.: Мне кажется, что может быть, но я ее поддержу, не брошу с этим чувством. Если скажет, что не хочет быть спортсменкой, я пойму это и мы найдем другой вариант (рефлексия).
П.: То есть Вы считаете, что способны принимать ребенка таким, какой он есть?
К.: Ну а как же иначе.
П.: Скажите, Вы когда-нибудь сами предлагали ребенку бросить занятия? Были ли случаи, когда Вы сравнивали успехи дочери с успехами других детей?
Анализ полученных результатов
При исследовании взаимосвязи личностных особенностей руководителей и социально-психологического климата в коллективе сотрудников ОАО «» мы диагностировали личностные особенности 8 руководителей среднего звена посредством методик: Кейрси, Томаса, Хитровой, а также с целью определения характеристик психологического климата посредством опр ...
Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.
1. Наличие противоположных ориентаций.
У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и ...
Межгрупповой конфликт
Ныне на Земле проживает более 6 миллиардов человек. Они объединяются более чем в две сотни национально-государственных образований. 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других больших и малых социальных групп, будь то семья, религиозная община, сельский сход или политическая элита. Отношения между ними заведомо не м ...