Взаимное восприятие – открытость и довериеСтраница 5
Хотя такое внутреннее представительство мира других является частью нашей личности, иногда возникаем чувство, будто мы действительно проникаем во внутренний мир другого человека. Это чувство сопровождается уверенностью:
«Я знаю наверняка, что с ним происходит». Конечно, такая уверенность иллюзорна, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно
представляешь себе состояние чувств и мыслей другого.
Мы не знаем в точности, каков механизм формирования подобных представлений. Известно, однако, что их выбор основывается не на систематической и упорядоченной мыслительной деятельности, а посредством интуиции. Интуицию можно развивать, совершенствуя навыки адекватного представления о том, что происходит во внутреннем мире других. Самым лучшим критерием оценки правильности наших представлений о переживаниях другого человека является его реакция на наши предположения, подтверждающая или опровергающая их обоснованность.
Думается, способность человека к эмпатии тем выше, чем богаче и разнообразнее его представления о других людях, чем гибче и изобретательнее он пользуется ими. Из всего, что говорилось выше, становится ясно, что понимание других людей тесно связано с пониманием cебя. Стараясь познать себя, причины своих поступков и потребностей, человек прибегает к тем же самым способам, которыми он пользуется для познания других. Конечно, образ «Я» может значительно влиять на понимание других, но эта связь является двусторонней.
Если человек способенпредставить себе как одно и тоже событие или явление будет воспринято разными людьми и если он способен допустить существование этих разных точек зрения, то он сумеет достаточно адекватно отражать окружающую реальность
.
Возрастут его шансы установления хороших отношений с другими людьми. Его образ самого себя станет более богатым зрелым. Важно помнить, что контакты между конкретными людьми всегда осуществляются на основе воображаемых связей между образом себя и образом партнера.
Поэтому, когда военнослужащие, допустим рядовой Петров и рядовой Сидоров, общаются между собой, можно выделить, по меньшей мере, шесть фигур, принимающих участие в контакте:
реальный Петров;
представление Петрова о самом себе;
представление Петрова о Сидорове;
реальный Сидоров;
представление Сидорова о самом себе;
представление Сидорова о Петрове.
Поэтому если у военнослужащих возникают какие-то проблемы в отношениях и во взаимопонимании, необходимо помочь им осознать образ каждой из этих фигур и ролей, которые они исполняют.
Хотя большая часть этих фигур вызвана к жизни нашим воображением, существование их, тем не менее, реально, поскольку реальны наши усилия привести самих себя и окружающих в соответствие с этими образами.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. с.92.
2. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология // соч. 2-е изд. т. 3. с. 440.
!. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.:Изд-во МГУ, 1980. с.422
2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Изд-во ЛГУ, 1968 322 стр.
льной психологии. М.: Наука, 1975. с. 131
1 Андреева Г.М. Социальная психология. М. Изд-во МГУ, 1980. с.97-159.
Роль лидера в создании психологического климата коллектива
Психология группы людей относится к психологии общества как часть к целому. Она является проявлением духовной жизни конкретного сообщества людей в общественно – исторических условиях. Психология каждого данного коллектива – это слепок с психологии общества, нации, к которым принадлежит коллектив, органической частью которых он является. ...
Феномен лидерства
Текущая версия
(не проверялась)
Лидер
(от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для ...
Особенности самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и
подростков-инвалидов по зрению. Исследование особенностей
самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов п
Экспериментальное Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению проводилось на базе школы-интерната для слабовидящих детей № 1 г. Орши. Исследуемую группу составили 5 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 5 здоровы ...

