3 этап.

После проведения методики "социометрия" были заполнены социоматрицы по двум критериям (см. приложение 4-5).

1. Определение социометрического статуса (определение деловой и эмоциональной авторитетности) по следующей формуле (1 критерий):

N N

∑Ri+ + ∑Ri-

i =1 i =1

Сi =

(N-1) ,

где:

∑Ri+ - сумма положительных выборов, отданных i-м военнослужащим

(подсчитывается в j-м столбце социоматрицы);

∑Ri- - сумма отрицательных выборов, отданных i-м военнослужащим

(подсчитывается идентично предыдущему);

N- количество членов группы.

Были получены результаты (см. приложение 4).

Военнослужащие 1,3,4,13,22,30 получили наибольшее количество выборов. Это означает, что они оказывают большее влияние на структуру деловых межличностных взаимоотношений коллектива. А летчики под номером 9,11,16, 21,26 имеют малое количество выборов, что означает, что они оказывают меньшее влияние на структуру деловых межличностных отношений.

2. Определение индекса деловой и эмоциональной экспансивности вычисляется по формуле (2 критерий):

N N

∑(+)j + ∑(-)j

j =1 j =1

Ej=

(N-1) ,

где:

∑(+)j – сумма положительных выборов, отданных j-м военнослужа-

щим (подсчитывается в i-м столбце социоматрицы);

∑(-)j – сумма отрицательных выборов, отданных j-м военнослужа-

щим (подсчитывается аналогично);

N - количество членов группы.

Были получены результаты (см. приложение 5).

Все военнослужащие получили малое количество выборов, что означает, что они предпочитают индивидуальную работу и провождение досуга не с членами экипажа.

3. Определение деловой и эмоциональной сплоченности.

Индекс деловой сплоченности вычмсляется по первой социоматрице (приложение 4), а эмоциональной – по второй социоматрице (приложение 5).

Он вычисляется по формуле:

∑(Ai + j)

G =

N(N-1) ,

где:

G – индекс взаимной сплоченности коллектива;

∑(Ai + j) – количество персональных взаимных связей по числу

членов, имеющих взаимосвязь;

N- количество членов.

По социограмме можно проследить взаимовыборы по деловой сплоченности (см. приложение 8) и эмоциональной сплоченности (см. приложение 9).

Были получены результаты по каждому из экипажей (см. приложение 10). Исходя изрезультатов, можно увидеть, что несплоченных экипажей не наблюдается. 1,3,5 – более сплоченные экипажи, а 2,4 – менее. Здесь можно говорить о высоком ценностно- ориентационном единстве, общности целей и мотивов, отношении товарищества и взаимопомощи в экипажах.

4. Определение деловой и эмоциональной конфликтности.

По первой социоматрице вычисляется индекс деловой конфликтности (см. приложение 4), по другой – эмоциональная (см. приложение 5).

Для этого используют формулу:

∑(∑Ai -j)

Y =

N(N-1) ,

где:

Y- индекс конфликтности в группе;

∑(∑Ai -j) – количество взаимных отрицательных выборов;

N- количество членов.

Были получены результаты (см. приложение 11).

Взаимных отрицательных выборов ни в одном экипаже не было найдено. Поэтому можно сказать, что в пяти экипажах не наблюдается конфликтов среди летчиков.

Внимание как познавательный психологический процесс (виды, свойства)
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной позн ...

Методы исследования в дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии
Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще - там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, н ...

Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru