3 этап.
После проведения методики "социометрия" были заполнены социоматрицы по двум критериям (см. приложение 4-5).
1. Определение социометрического статуса (определение деловой и эмоциональной авторитетности) по следующей формуле (1 критерий):
N N
∑Ri+ + ∑Ri-
i =1 i =1
Сi =
(N-1) ,
где:
∑Ri+ - сумма положительных выборов, отданных i-м военнослужащим
(подсчитывается в j-м столбце социоматрицы);
∑Ri- - сумма отрицательных выборов, отданных i-м военнослужащим
(подсчитывается идентично предыдущему);
N- количество членов группы.
Были получены результаты (см. приложение 4).
Военнослужащие 1,3,4,13,22,30 получили наибольшее количество выборов. Это означает, что они оказывают большее влияние на структуру деловых межличностных взаимоотношений коллектива. А летчики под номером 9,11,16, 21,26 имеют малое количество выборов, что означает, что они оказывают меньшее влияние на структуру деловых межличностных отношений.
2. Определение индекса деловой и эмоциональной экспансивности вычисляется по формуле (2 критерий):
N N
∑(+)j + ∑(-)j
j =1 j =1
Ej=
(N-1) ,
где:
∑(+)j – сумма положительных выборов, отданных j-м военнослужа-
щим (подсчитывается в i-м столбце социоматрицы);
∑(-)j – сумма отрицательных выборов, отданных j-м военнослужа-
щим (подсчитывается аналогично);
N - количество членов группы.
Были получены результаты (см. приложение 5).
Все военнослужащие получили малое количество выборов, что означает, что они предпочитают индивидуальную работу и провождение досуга не с членами экипажа.
3. Определение деловой и эмоциональной сплоченности.
Индекс деловой сплоченности вычмсляется по первой социоматрице (приложение 4), а эмоциональной – по второй социоматрице (приложение 5).
Он вычисляется по формуле:
∑(Ai + j)
G =
N(N-1) ,
где:
G – индекс взаимной сплоченности коллектива;
∑(Ai + j) – количество персональных взаимных связей по числу
членов, имеющих взаимосвязь;
N- количество членов.
По социограмме можно проследить взаимовыборы по деловой сплоченности (см. приложение 8) и эмоциональной сплоченности (см. приложение 9).
Были получены результаты по каждому из экипажей (см. приложение 10). Исходя изрезультатов, можно увидеть, что несплоченных экипажей не наблюдается. 1,3,5 – более сплоченные экипажи, а 2,4 – менее. Здесь можно говорить о высоком ценностно- ориентационном единстве, общности целей и мотивов, отношении товарищества и взаимопомощи в экипажах.
4. Определение деловой и эмоциональной конфликтности.
По первой социоматрице вычисляется индекс деловой конфликтности (см. приложение 4), по другой – эмоциональная (см. приложение 5).
Для этого используют формулу:
∑(∑Ai -j)
Y =
N(N-1) ,
где:
Y- индекс конфликтности в группе;
∑(∑Ai -j) – количество взаимных отрицательных выборов;
N- количество членов.
Были получены результаты (см. приложение 11).
Взаимных отрицательных выборов ни в одном экипаже не было найдено. Поэтому можно сказать, что в пяти экипажах не наблюдается конфликтов среди летчиков.
Основные типы конфликтов.
Рассмотрим в этой главе основные типы конфликтов, в зависимости от степени вовлеченности в них людей. Нередко встречаются конфликты смешанного типа.
Внутриличностный конфликт.
Возможны его дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена ...
Экспериментальное исследование по определению особенностей саморегуляции
подростков с различными типами реагирования в конфликтной ситуации. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработке древесины». В эксперименте приняло участие 88 подростков в возрасте 16-18 лет. Работа проводилась с 04.02.08 по28.02.08.
На первом этапе осуществлялось изучение саморегуляции подростков.
На втором этапе исследовались особенности реагирования подростков в ...
Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в ДОУ
г.Зеи
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками:
· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
· обучение дошкольников п ...