Трудовой пост и его структура
Страница 3

Материалы » Трудовой пост, рабочее место и профессия » Трудовой пост и его структура

В целом средства труда можно разделить на внешние (по отношению к сознанию субъекта) и внутренние (особенности психической деятельности), а их общую классификацию представить в следующем виде.

I. Вещественные средства, орудия труда:

1) средства приема, получения информации (приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, в виде изображения);

2) средства обработки информации;

3) средства передачи информации;

4) средства осуществления практических действий в биологических, технических, знаковых системах и системах художественного отображения действительности (ручные средства труда, машины с ручным управлением, автоматизированные и автоматические системы).

И. Внешние функциональные средства труда:

1) выразительные средства поведения и речи человека (в работе руководителя, госслужащего, педагога, актера, радио- и телеведущего);

2) организм человека (тренер, артист балета, цирка);

3) группа функционирующих людей (в работе руководителя, дирижера, режиссера).

III. Внутренние функциональные средства труда:

1) знания, умения, навыки;

2) образы, цели, представления о результатах деятельности;

3) мотивы труда;

4) личностные и интеллектуальные особенности, или — шире — личностный и профессиональный потенциал

Соотношение внутренних и внешних средств труда, как правило, характеризуется "обратной пропорцией": чем менее выражены или представлены внешние средства труда, тем более сложны и тонко дифференцированы внутренние средства.

Система обязанностей субъекта труда, характеризующая трудовой пост, задает требования и предписывает основные формы активности (функции) трудящегося.

Под трудовыми функциями можно понимать любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда

Трудовые функции субъектов деятельности характеризуются исторической изменчивостью. В начальный период истории человек использовал физическую силу групп людей и животных для поднятия и перемещения груза — транспортную функцию. В настоящее время один человек (водитель, крановщик) с помощью механических средств способен перемещать такой же груз или даже систему грузов (оператор автоматизированной линии, машинист локомотива). Трудовые функции часто можно перераспределять внутри рабочего коллектива (в бригаде, экипаже) — как собственно исполнительские, так и управленческие — в масштабе определенной управленческой структуры Трудовые функции могут быть внешне наблюдаемыми или неявными (мысленная переработка информации, волевые усилия по саморегуляции психического и функционального состояний). Так, например, руководитель коллектива может сохранять внешнее спокойствие, не демонстрировать свои сомнения, принимая то или иное решение, ровно реагировать при несправедливой оценки его труда вышестоящими руководителями и пр.; менеджер по продажам — терпеливо разъяснять клиенту преимущества своего товара, мягко преодолевать психологические барьеры в переговорах; шлифовщик алмазов и гравер — долго сидеть неподвижно, не приступая к работе до тех пор, пока не соберется, не настроится.

Игнорирование внутренней логики составляющих труда, расплывчатое представление о трудовых функциях субъектов и соответственно их неадекватное отражение в служебных обязанностях крайне отрицательно сказываются на конечных результатах труда. Типичный пример — труд водителей автотранспорта. Неучтенное время на обслуживание техники в автотранспортных предприятиях, нерегламентированность трудовых функций водителей, объективная сложность разделения обязанностей водителя и автослесаря, усугубляемые некоторыми элементами российской национальной культуры, игнорирование и недооценка профилактических мероприятий, времени эксплуатации техники и многое другое имеют соответствующие следствия: низкую управляемость транспортным предприятием, низкую производственную дисциплину, использование транспорта в личных целях и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Деятельность социального работника по оказанию помощи людям в экстремальных ситуациях
К основным функциям психосоциальной работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая. Формы оказания психосоциальной помощи: индивидуальные и групповые. Основные методы психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведени ...

Исследования представлений студентов о карьере
Ранняя взрослость, это важный этап вхождения во взрослую жизнь со всем ее многообразием. И один из главных выборов в этот период является выбор профессионального пути, на этот выбор влияет множество факторов: социальных, психологических, материальных и т.д. В этот период студент выпускник стоит в самом начале профессионального пути, и и ...

Мнемические процессы
Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Каждый процесс ос ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru