Трудовой пост и его структура
Страница 2

Материалы » Трудовой пост, рабочее место и профессия » Трудовой пост и его структура

Не отрицая роли алгоритмов труда, его эффективных технологий, трудовой дисциплины и многого другого, что создает предпосылки и обеспечивает в итоге достижение поставленных целей, получение социально ценного продукта, подчеркнем, что в сложном труде, в высокопрофессиональной деятельности очень многое скрыто в их неформализованных элементах, не поддающихся прямой количественной оценке, а порою — и однозначной качественной (способной изменять свой "вес" и "знак" в разное историческое время).

Последнее в полной мере относится, пожалуй, ко всем социономическим профессиям и в большей или меньшей степени присуще разным профессиям типа "человек-техника", "человек-знак", "человек-природа", "человек - художественный образ".

Предмет труда есть система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен практически или мысленно оперировать на определенном трудовом посту

Предмет труда и исходные материалы наиболее четко фиксируются документами и традициями в массовых профессиях, в профессиях, связанных с материальным производством. В ряде профессий предметом труда могут выступать ситуации неопределенности — например, дорожные ситуации для водителя автомобиля. Предметом труда воспитателя является "состояние воспитанности" ребенка; тренера — состояние организма, тренированности и специальной подготовленности спортсмена; руководителя — состояние социально-психологического и профессионального развития трудового коллектива. В научной и художественной деятельности предмет труда — это некоторый "исходный хаос" информации, эмоциональных впечатлений, который в процессе деятельности должен обрести определенную информационную или эстетическую структуру, определяющую соответствующее функционирование, другими словами — порождающую социально значимый продукт. Например, предметом труда государственного служащего является "состояние упорядоченности социальных процессов", а результатом труда — уровень упорядоченности процессов.

Итак, предметом труда является некоторая предметная область, набор взаимосвязанных признаков и свойств объектов, процессов, явлений.

Средством труда может выступать объективная реальность, позволяющая человеку взаимодействовать с предметом труда в соответствии с его целью В качестве средств труда педагога, руководителя, госслужащего (вообще представителей профессий типа "человек-человек", "человек - социальная группа") выступают не только образцы, эталоны, методические руководства, но и организм в целом и отдельные органы. Например, голос — его интонации, тон, громкость, — субъективно воспринимаемый как требовательный, строгий, доброжелательный, расширяет диапазон управленческих воздействий. В качестве эффективного средства управленческого труда могут выступать мимика, поза, жесты и другие невербальные средства учителя, преподавателя, тренера, дирижера, режиссера, руководителя.

В большей или меньшей степени это присуще и представителям других типов профессий. Тон и мимика при беседе врача с пациентом способствуют выздоровлению или, напротив, усугублению заболевания. Невербальное поведение инженера, обслуживающего компьютеры в организации, может способствовать или препятствовать активности использования сотрудниками возможностей техники и программного обеспечения.

Страницы: 1 2 3 4

Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (1, 10, 11,12). Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги "Наследственный гений". Посылкой для использования метода служит ...

Исследование социально – психологической готовности к школе детей
Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад «Золушка» и МОУ №18 предшкольного образования. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из детей подготовительной группы посещающих детский сад, в количестве 25 человек (Приложение 1). Вторая ...

Выявление интересов членов группы
А сейчас я раздам вам бумагу для записей и английские булавки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую помечает знаком “+”, правую знаком “-”. Под знаком “+” перечисляется: любимый цвет, любимое время года, любимый фрукт, животное, название любимой книги, любимого литерат ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru