Заключение
Страница 1

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной системы образования. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме, исследования, проведенного в ВУЗах, наблюдений мы можем сделать следующие выводы.

В системе вузовского образования можно выделить три основные группы конфликтов:

- конфликты типа: «общество-ВУЗ»;

- конфликты типа: «ректорат-вузовский коллектив;

-конфликты типа: «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель», «студент-студент».

Промежуточными (более частыми) вариантами конфликтного взаимодействия «ректорат-вузовский коллектив» могут быть конфликты типа «ректорат-деканат», «ректор-кафедра», «кафедра-деканат», «деканат- коллектив факультета» и др. [8;50].

Конфликты в воспитательной практике возникают повсеместно и постоянно. Процесс социализации (адаптации, самоидентификации и т.д.) предполагает различного рода конфликты не только в студенческой среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой системы высшего образования по принципу соподчинения и противопоставления («преподаватель – студент», «cтудент-студент», «старший – младший», «сильный – слабый», «успевающий – неуспевающий» и т.д.) стимулирует конфликтность. Кроме того, студенты «несут» с собой в институты в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества. «Накладываясь» на не совсем неокрепшую психику, эти противоречия (наряду с другими причинами) порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях. За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между преподавателями и студентами. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на производстве, в семье и в итоге в учебном заведении.

Как показывают наблюдения за работой преподавателей ВУЗов, многие из них затрудняются в проведении диалога со студентами разного возраста. Диалог преподавателя с учащимися часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением учащегося. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в ВУЗах, и к старшим курсам многие из студентов вырабатывают ответный стиль общения с преподавателями.

Если обобщить причины конфликтов характерных для преподавательских коллективов ВУЗов, то их можно свести к двум основаниям:

Проблема общения (отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.)

Устаревшая административная система управления во многих вузовских заведениях, построенная по принципу «начальник – подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.

Между преподавателем и студентом возникают конфликты следующих видов:

конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения студентом учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения студентом правил поведения в учебном заведении и вне его;

конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Существуют различные стратегии поведения в конфликте: противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение, уступка.

С помощью проведенного исследования было выяснено, что большинство опрошенных преподавателей прибегают к стратегии противоборства, считая ее наиболее эффективной в ситуации конфликта.

Существуют различные способы разрешения конфликтов (см. приложение Б).

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к разногласиям. Здесь нет места сарказму, так как он может обидеть одну из конфликтующих сторон.

Психологическое поглаживание – проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника».

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Третейский суд, как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы».

Ультиматум, т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкции), в случае отказа.

Подавление (моральное или физическое); разрыв связей – крайние способы разрешения конфликта, используется, если затронуты принципы убеждения, которыми субъект не может поступиться.

Подтверждая гипотезу, упоминающуюся в начале работы, можно сделать вывод о том, что каждый человек (особенно преподаватель) должен найти свой путь поведения в конфликтной ситуации, свою технологию управления конфликтными отношениями. Только регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх можно получить навыки выхода из конфликта. И чем больше человек повторяет упражнения, тем совершеннее и прочнее его навыки, тем увереннее он будет чувствовать себя в самых непредвиденных инцидентах.

Страницы: 1 2

Совладание с жизненными трудностями
Совладание с жизненными трудностями — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют стратегии совладания с жизненными трудностями, которые используются в р ...

Заключение.
В работе были рассмотрены общие вопросы функционированияя памяти и методика ее развития. Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не являет ...

Соотношение клинических и патопсихологических характеристик шизофренического дефекта
На клиническом уровне были выделены характерные для шизофрении негативные изменения психики: аутизм, эмоциональная недостаточность, снижение психической активности, диссоциация психической деятельности на всех ее уровнях, которая проявляется в странности и необычности поведения, дефиците критичности при относительной сохранности формаль ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru