Типология конфликтовСтраница 2
Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Р. Даль. По его мнению, конфликты подразделяются на: биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) - в зависимости от числа противостоящих участников конфликта; кумулятивные и перекрещивающиеся - в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта; конфликты, ведущие к поляризации и сегментации - в зависимости от степени или уровня антагонизма участников. Под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а сегментация - это дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций[21].
В зависимости от формы проявления условий и времени протекания выделяются различные типы конфликтов:
1. по длительности:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
- длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
- затяжные (бессрочные, для которых не находятся конструктивного решения);
2. по проявлению:
- скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
- частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
-открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер);
3. по организации:
- преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);
- нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);
- спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);
- инициативные (один из участников или одна из сторон выступает в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).
В соответствии с рассмотренной типологией конфликтов любая конфликтная ситуация может быть отнесена по соответствующему основанию (по субъектам, причинам, длительности протекания, организации, проявления и т.д.) к тому или иному типу. Сравнение различных типов при анализе конкретной ситуации дает возможность более правильной ее оценки и анализа и, соответственно, принятия оптимальных вариантов по разрешению конфликтов.
Субъектами социальных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т.е. международные.
Противостоящие субъекты живут и борются в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие. Их носителями могут быть любые из перечисленных субъектов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня. Экономический конфликт - это конфликт прежде всего по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт - по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт - обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинства общества. Правовой конфликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юридических норм и правосознания. Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений. Идеологический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей, возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.
1. Предконфликтная стадия.
Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Профилактика конфликтов в деловом общении
Практика показывает, что неразрешимых конфликтов, которые нельзя было бы уладить без применения силы, не существует. Поэтому любую попытку урегулирования конфликтной ситуации "мирным путем" нужно обязательно использовать.
Наиболее эффективным средством следует признать устранение из делового общения суждений и оценок, которые ...
Соотношение
понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность»
Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь). Человек как природное явление. Первое, что можно отметить, о ...
3 этап.
После проведения методики "социометрия" были заполнены социоматрицы по двум критериям (см. приложение 4-5).
1. Определение социометрического статуса (определение деловой и эмоциональной авторитетности) по следующей формуле (1 критерий):
N N
∑Ri+ + ∑Ri-
i =1 i =1
Сi =
(N-1) ,
где:
∑Ri+ - сумма пол ...