Введение
В век высоких технологий, когда люди все больше и больше отдаляются друг от друга, с новой остротой встает проблема налаживания контактов и межличностных отношений. Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Исследователи указывают на важнейшее значение для всех личностных составляющих межличностных отношений. Удачно построенные межличностные отношения наполняют смыслом и положительными эмоциями жизнь конкретного человека. Внутренний потенциал личности реализуется в межличностных отношениях. Но существенной трудностью при налаживании межличностных отношений являются конфликты межличностные и конфликтность личности как таковая.
За последнее время в известной степени наметились и определились различные теоретические подходы в решении одной из координальных и центральных проблем науки – проблемы саморегуляции человека.
Понятие саморегуляции все чаще встречается в психологии. При этом оно имеет различное толкование и по-разному интерпретируется в различных направления и школах. Проблемами саморегуляции занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как саморегуляция. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Саморегуляция начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.
Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями саморегуляции. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.
Цель
исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков с различными типами конфликтного поведения.
Объект:
саморегуляция как психологический феномен.
Предмет:
специфика саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.
Гипотеза
исследования строилась на предположении о том, что саморегуляция подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях имеет отличия, определяющиеся степенью выраженности отдельных показателей данной психологической характеристики.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.
2. Изучить стилевые особенности саморегуляции подростков.
3. Определить особенности реагирования подростков в конфликте.
4. Рассмотреть специфику саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.
5. Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию процессов саморегуляции подростков.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирические: тестирование (методика К. Томаса, «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации»; методика В.И. Моросанова, Е.М. Коноз «Стилевая саморегуляция поведения человека»).
Практическая значимость
исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, в деятельности психологической службы образовательного учреждения в аспекте развития саморегуляции подростков, при составлении коррекционных и развивающих программ для; в консультативной работе психологов, консультациях.
Экспериментальная база
. Исследование проводился на базе ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработке древесины». В исследовании приняло участие 88 студентов.
Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер
. [16, с.124]
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприя ...
Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего
школьного возраста
По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей:
1.
Креативный уровень
(ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в п ...
Восприятие как познавательный психический процесс
«Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности . органов чувств. »(1, стр. 66)
Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в т ...