Попытка понимания происхождения сновиденийСтраница 1
Прежде чем углубиться в исследование вопроса необходимо определить ряд понятий, с которыми мы будем часто встречаться в рамках данной работы.
Сновидения - это неотъемлемо значимое и ритмически повторяемая во время сна психическая активность человека, проявляющаяся как результат отражения совокупности ментальных, физиологических, биохимических и психологических процессов в организме, это субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительные, связанные с активизацией коры головного мозга относительно больше в правом полушарии, что соответствует преобладанию во сне пространственно-образного мышления. При этом отражение объективной реальности и знание о себе как о субъекте познания изменено - человек не осознает себя видящим сон. При снижении или отсутствии критического отношения к себе и к воспринимаемому некоторая оценка сновидца себя как личности и эмоции сохранены.
Сюжеты сна в образной символической форме отражают мотивы, установки, желания и интересы субъекта. Сновидения эмоционально стабилизируют внутренние конфликты и служат психологической защитой, восстанавливая поисковую активность. Преобладание образного мышления ведет к положительному влиянию на процессы творчества. Неполноценность или ограничение проявления сновидений приводит к возникновению неврозов и психосоматических заболеваний.
В своих работах о сновидениях З.Фрейд отмечает, что в вопросе о природе сновидений «ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный ещё и предрассудками». Он пришёл к выводам относительно сновидения после того, как применил метод психологического исследования. Процесс переработки срытого содержания сновидения в явное Фрейд
называет работой сновидения.
Работа сновидения - процессы, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей во время сна, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения. Фрейд различает четыре основных механизма работы сновидения: 1)сгущение; 2) смещение; 3) вторичная обработка; 4) наглядное (образное) изображение мыслей и высказываний. [6]
Превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание заслуживает внимания как первый пример перехода одного способа выражения психического материала в другой: из способа выражения, понятного нам без всяких объяснений, в такой способ, который становится понятным лишь с трудом и при наличии определённых указаний. Принимая во внимание отношение скрытого содержания сновидения к явному, можно разделить сновидения на три категории. Во-первых, различаются сновидения вполне осмысленные, понятные, то есть допускающие без дальнейших затруднений объяснение их с точки зрения нормальной душевной жизни. Таких сновидений много; они по большей части кратки и в общем кажутся нам не заслуживающими особого внимания, так как в них отсутствует всё то, что могло бы пробудить удивление и показаться странным. Другую группу образуют сновидения, которые будучи связными и ясными по смыслу, всё-таки кажутся странными, потому что мы не можем связать их смысл с нашей душевной жизнью. Наконец, к третьей группе относятся сновидения, лишённые смысла и непонятные, то есть представляющиеся бессвязными, спутанными и бессмысленными.
Противопоставление явного и скрытого содержания сновидения имеет значение только для сновидений второй и ещё более третьей категории. Здесь мы встречаемся с загадками, которые исчезают лишь после замещения явного сновидения скрытыми его мыслями. Между непонятным и спутанным характером сновидения, с одной стороны, и затруднениями при сообщении скрытых мыслей сновидения – с другой, имеется какая-то интимная и закономерная связь. Прежде чем исследовать природу этой связи, полезно будет ознакомиться с более понятными сновидениями первой категории, в которых явное и скрытое содержание совпадают, то есть которые обходятся без работы сновидения.
Исследование этих сновидений полезно ещё с другой точки зрения. Сновидения детей всегда имеют именно такой характер, то есть осмысленный и нестранный.
Во всех детских сновидениях присутствует одна общая черта: все они исполняют желания, которые зародились днём и остались неудовлетворёнными; эти сновидения являются простыми и незамаскированными исполнениями желаний. [6]
Если даже содержание детских сновидений усложняется и утончается, всё-таки в них легко увидеть исполнение желаний. Среди взрослых можно также собрать много примеров сновидений детского типа. Так, например, многим людям при жажде ночью снится, будто они пьют; здесь сновидение стремится устранить раздражение и продлить сон. У других бывают часто такие «удобные» сновидения (сновидение заступает место поступка, который должен был бы быть совершён в жизни) перед пробуждением, когда приближается время вставать; им тогда снится, что они уже встали, находятся около умывальника или уже в училище, где они должны быть в определённое время. В ночь перед поездкой куда-либо нередко снится, будто уже приехали к месту назначения; перед поездкой в театр или в общество сновидение нередко предвосхищает – как бы вследствие нетерпения – ожидаемое удовольствие. В других случаях сновидения выражают исполнение желаний не в столь прямой форме; тогда, чтобы распознать скрытое желание, необходимо установить какую-нибудь связь или сделать какой-нибудь вывод, то есть необходимо начать работу толкования. Таким образом, в этой группе можно обнаружить своего рода частичную переработку, которую следует считать работой сновидения: мысли, выражающие пожелание на будущее, замещены картиной, протекающей в настоящем.
Понятие и классификация виктимности
Виктимность, по мнению одного из авторов исследователей советского периода бывшего Союза Л.В. Франка, - это "повышенная способность человека" в силу его социальной роли и ряда физических и духовных качеств при определенных обстоятельствах "становиться потерпевшим".
В.П. Полубинский, развивая мысль Л.В. Франка, предл ...
Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного
возраста
Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют ...
Приложение 3. Исследование роли мотивационного
компонента в строении восприятия
Экспериментальная методика состояла в следующем. Предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различных инструкций, во-вторых, — разной степенью неопределенности изображений. Используемые в эксперименте картинки представляли собой изображения ...