Характеристика психологической готовности детей к школе
Страница 1

«Школьная зрелость» (school maturity), «готовность к школе» (school -readiness) и «психологическая готовность к школе». Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка [55, с.237].

Рассмотрим несколько подходов изучения психологической готовности детей к школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

· дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), вклю­чающее выделение фигуры из фона;

· концентрация внимания;

· аналитическое мышление, выражающееся в способности пости­жения основных связей между явлениями;

· логическое запоминание;

· сенсомоторная координация;

· умение воспроизводить образец;

· развитие тонких движений руки.

Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость предполагает:

· уменьшение импульсивных реакций;

· возможность длительное время выполнять не очень привлека­тельное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют:

· потребность ребенка в общении со сверстниками и умение под­чинять свое поведение законам детских групп;

· способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обу­чения [55, с.238].

«Готовность к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л.С. Выготским считают, что «обучение ведет за собой развитие». То есть, обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки

к обучению в школе[63, с.238].

По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школе, должна рассматриваться в двух аспектах:

1. Личностное – развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка. Познавательные мотивы учения

связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [55, с.238]. Социальные мотивы учения,

или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений». Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Вероятно, учебную мотивацию можно рассматривать как новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Это новообразование может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности. Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно [48, с.73].

Страницы: 1 2 3

Натуральный и социальный ряды развития человека и их соотношение с физиологической, социальной и психической адаптацией
Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие натурального и социального рядов развития. Натуральный ряд представляют процессы физического созревания, социальный — процессы социализации. Процессы натурального ряда протекают крайне неравномерно и неодновременно, и эта гетерохронность обнаруживае ...

Индивидуальность концепции риска
Избираемые при управлении меры защиты или снижения риска определяются величиной опасности, степень риска которой является результатом личной оценки, вытекающей из накопленных знаний, направленности действий, темперамента и характера конкретного человека. Один и тот же риск разные люди воспринимают и оценивают не одинаково. И главным для ...

Основные приемы юмора как психологической защиты и их использование
Среди трудных жизненных обстоятельств следует выделить чрезвычайные ситуации, когда самообладание и чувство юмора особенно важны. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию или становятся заложниками. Безусловно, социально-педагогическое сопровождение развития в личности у ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru