Библиотерапия
Страница 2

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочерёдно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице», «Во дворе», «Дома», «Семья» «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Кем я хочу стать».

При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детям принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нём каких-то затруднений.

Темы для рисования на первых занятиях в группе выбираются самими детьми. Это может быть домик, машина, дерево, затем мишка, собака, птичка, человечек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

После предварительных занятий, можно приступать к тематическому рисованию. Не превышающие 30 минут занятия проводятся раз в несколько дней и затрагивают одну, максимум две темы. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчёркивать успехи других.

Например, в рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимопонимания с ними, то же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающем на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов в чрезмерную опеку в семье. На рисунке «Дома» изображается какая-либо семейная сценка, вроде «папа читает газету, мама готовит еду, младший брат или сестра находятся в дальнем углу, а бабушка стоит».

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего, даётся инструкция нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. При анализе рисунка следует учитывать возможность не только объективного отражения семейной ситуации, но и установку на её изменение в благоприятную для ребёнка сторону. Всё же имеет значение порядок и близость расположения фигур и особое место, где находится сам ребёнок: между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживают внимание и размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье и авторитетом для ребёнка. Наконец, общая цветовая гамма с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Тема «Самое плохое или хорошее» представляет возможность выбора событий, происходящих с детьми. Большинство из них предпочитает отображать в рисунке хорошее, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

«Кем я хочу стать» – заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.

В данном параграфе мы описали основные методы коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Подробно остановились на одной из ведущих и эффективных методиках арт-терапии признанной многими психологами мира. Для подтверждения данной версии эмоциональных нарушений у старших дошкольников нами была проведена экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

Страницы: 1 2 

Диагностика величины отклонения в поведении
Отклонения диагностируются как отступление от нормативов, от общеизвестных правил. Это выход за грань, нарушение заранее зафиксированного предписания. Возможен отсчет от принятого в среде образца поведения. Тогда констатируется то, что нарушается ожидаемый "паттерн поведения" (рисунок поведения). Индивид не следует образцу, ко ...

Результаты исследования и их анализ
В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов. Всю выборку можно разделить на три группы по критерию сформированности фаз: 1 группа – ...

Информационный стресс
Понятие информационного стресса. (ИС) Любая разновидность психологического стресса является в своей основе информационной, то есть источником его развития служат внешние сообщения или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о травмирующих психику событиях и их последствиях. Эти реакции, как ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru