Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
Страница 4

Материалы » Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста » Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины

чувство разочарования в себе, неосознанная вина, повышенная тревожность, вызванная ощущением своего несовершенства. Нередко стремление сделать из своего ребёнка гения приводит к серьёзным нервным срывам и у родителей и у детей.

Другим видом гиперопеки является воспитание по типу: «Ты ничего никому не должен. Мы очень тебя любим и всё за тебя сделаем». В подобной семье принцип «Корми младенца, когда просит» может растянуться на десятилетия. В семье воспитывается божество, интересам и потребностям которого посвящаются жизни родителей. У него много нянек, в детском саду ему не место. С ребёнком много занимаются, он рано начинает читать, считать, испытывает нежность, трогательную заботу близких, не делает лишних движений, неодобряемых поступков. Им восхищаются, его превозносят, им позволяют любоваться окружающим людям. Наступает неотвратимый момент поступления ребёнка в школу, и тогда искажённая картина действительности и себя в ней разлетается в сознании и чувствах ребёнка на мелкие части. Элементарные жизненные ситуации, требующие приложения воли и усилий, обычные проблемы в общении со сверстниками и педагогами превращаются для ребёнка в трагедию, становятся стрессогенными. Ребёнок жалуется на детей, воспитателей, ябедничает, добивается собственной справедливости, расстраивается, капризничает и упрямится, а не редко и требует, угрожает, дерётся. Ребёнок нервничает, боится людей, любой ценой стремится избегать неприятные для него ситуации и т.п. Конечно для ребёнка всё это – непосильные эмоциональные переживания.

Травмирующим эмоциональное развитие и психику дошкольника является контрастное воспитание. Для ребёнка родители – самые важные на свете люди, какими бы они ни были. Но иногда между папой и мамой возникают разногласия, и они начинают соревноваться между собой, кто в семье голова, воспитывая ребёнка совершенно разными методами: мама говорит

«можно», папа говорит – «нельзя», мама жалеет, а папа наказывает и т.д. Понятно, что ребёнок, одинаково любящий папу и маму, попадает постоянно в ситуацию выбора, которая предполагает принятие одного родителя и отвержения другого. Родители, следуя ходу соревновательности, меняют свои позиции: то один добрый, то другой. Ребёнок, не в силах выработать какую либо чёткую поведенческую линию, вынужден постоянно подстраиваться то под одного родителя, то под другого, лавировать ценой отказа собственных чувств приспосабливаясь, изворачиваясь, постоянно страшась ситуации выбора. Живя в атмосфере хронического эмоционального напряжения, ребёнок копит обиду на обоих родителей, его собственное «Я» как бы «разрывается» на части, он не чувствует собственной целостности и уверенности в себе.

Похожий тип невротизации складывается в семьях, где есть конфликты между снохой и свекровью, бабушкой или дедушкой и родителями ребёнка.

Психологи рассматривают нарушения в стиле воспитания ребёнка как наиболее важные факторы в возникновении отклонений в психо-эмоциональном развитии детей.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей нося возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка. В данном случае мы остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для здоровых детей.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения, отставание в развитии и различные формы детской нервности. Подчеркнём ещё раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в работу практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: Ошибками в воспитании и определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребёнка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребёнком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Страницы: 1 2 3 4 

Рациональные приемы запоминания
Быстрое и рациональное восприятие текста требует развития внимания, умения сосредоточиваться при чтении, но обсуждение данных вопросов не входит в круг стоящих перед нами в данный момент задач. Мы будем говорить о развитии памяти и рациональных приемах запоминания и припоминания. Еще раз повторим, что память — способность сохранять и в ...

Групповая дискуссия и ее роль в принятии групповых решений.
Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. На экспериментальном уровне эта проблема, как и другие вопросы групповой динамики, была изучена Левиным. Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений в связи с военн ...

Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке. Сущность социальных представлений. Понятие социальных представлений в психологии
Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно. В 60-70 гг. XX века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской соц ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru