Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
Страница 4

Материалы » Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста » Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины

чувство разочарования в себе, неосознанная вина, повышенная тревожность, вызванная ощущением своего несовершенства. Нередко стремление сделать из своего ребёнка гения приводит к серьёзным нервным срывам и у родителей и у детей.

Другим видом гиперопеки является воспитание по типу: «Ты ничего никому не должен. Мы очень тебя любим и всё за тебя сделаем». В подобной семье принцип «Корми младенца, когда просит» может растянуться на десятилетия. В семье воспитывается божество, интересам и потребностям которого посвящаются жизни родителей. У него много нянек, в детском саду ему не место. С ребёнком много занимаются, он рано начинает читать, считать, испытывает нежность, трогательную заботу близких, не делает лишних движений, неодобряемых поступков. Им восхищаются, его превозносят, им позволяют любоваться окружающим людям. Наступает неотвратимый момент поступления ребёнка в школу, и тогда искажённая картина действительности и себя в ней разлетается в сознании и чувствах ребёнка на мелкие части. Элементарные жизненные ситуации, требующие приложения воли и усилий, обычные проблемы в общении со сверстниками и педагогами превращаются для ребёнка в трагедию, становятся стрессогенными. Ребёнок жалуется на детей, воспитателей, ябедничает, добивается собственной справедливости, расстраивается, капризничает и упрямится, а не редко и требует, угрожает, дерётся. Ребёнок нервничает, боится людей, любой ценой стремится избегать неприятные для него ситуации и т.п. Конечно для ребёнка всё это – непосильные эмоциональные переживания.

Травмирующим эмоциональное развитие и психику дошкольника является контрастное воспитание. Для ребёнка родители – самые важные на свете люди, какими бы они ни были. Но иногда между папой и мамой возникают разногласия, и они начинают соревноваться между собой, кто в семье голова, воспитывая ребёнка совершенно разными методами: мама говорит

«можно», папа говорит – «нельзя», мама жалеет, а папа наказывает и т.д. Понятно, что ребёнок, одинаково любящий папу и маму, попадает постоянно в ситуацию выбора, которая предполагает принятие одного родителя и отвержения другого. Родители, следуя ходу соревновательности, меняют свои позиции: то один добрый, то другой. Ребёнок, не в силах выработать какую либо чёткую поведенческую линию, вынужден постоянно подстраиваться то под одного родителя, то под другого, лавировать ценой отказа собственных чувств приспосабливаясь, изворачиваясь, постоянно страшась ситуации выбора. Живя в атмосфере хронического эмоционального напряжения, ребёнок копит обиду на обоих родителей, его собственное «Я» как бы «разрывается» на части, он не чувствует собственной целостности и уверенности в себе.

Похожий тип невротизации складывается в семьях, где есть конфликты между снохой и свекровью, бабушкой или дедушкой и родителями ребёнка.

Психологи рассматривают нарушения в стиле воспитания ребёнка как наиболее важные факторы в возникновении отклонений в психо-эмоциональном развитии детей.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей нося возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка. В данном случае мы остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для здоровых детей.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения, отставание в развитии и различные формы детской нервности. Подчеркнём ещё раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в работу практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: Ошибками в воспитании и определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребёнка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребёнком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Страницы: 1 2 3 4 

Психологическая защита личности в стрессовых ситуациях
Во второй половине ХХ столетия возникло научное направление, исследующее механизмы «совладания» личности с травмирующими ситуациями, в русле которого в настоящее время выполнено большое количество эмпирических и теоретических исследований. Тем не менее, проблема не решена, более того, она усугубляется наличием индивидуальных особенносте ...

Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте
Эмоциональный фактор в подростковом и юношеском возрастах имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Оценка эмоциональной зрелости юноши не может осуществляться без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уро ...

Сексуальное развитие. Сексуальное поведение подростков
Так как девочки опережают в своем развитии мальчиков, у них очень мало общих интересов. Пробуждающийся интерес к противоположному полу может настораживать их и пугать. В этих условиях дружба со сверстниками может приобретать некоторую сексуальную окраску. Порой неосознанно дружеские объятия и прикосновения превращаются в сексуальные ла ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru