Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания
Страница 1

Материалы » Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов » Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания

Три стадии профессионального выгорания:

Первая стадия:

· Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: «вроде бы все пока нормально, но…скучно и пусто на душе»;

· Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

· Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

Вторая стадия:

· Возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

· Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников – вначале это с трудом сдерживаемая апатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение учителя – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия:

· Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощущается холод в его душе.

Три следствия профессионального выгорания:

· Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;

· Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект-объектные отношения.

· Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и др.

Симптомы:

К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

· Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

· Ощущение эмоционального и физического истощения;

· Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;

· Общая слабость, снижение активности и энергии;

· Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

· Резкая потеря или резкое увеличение веса;

· Полная или частичная бессонница;

· Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;

· Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

· Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

· Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;

· Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

· Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;

· Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

· Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

· Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться;

· Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Поведенческие симптомы:

· Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

· Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

· Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;

· Затрудняется в принятии решений;

· Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:

· Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

· Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

Страницы: 1 2

Понятие экскурсионного обслуживания, памяти.
Экскурсия (от лат. excursio - выбегание, вылазка) - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих с учебной или культурно-просветительной целями; часто сочетается с туризмом. Ботаническая экскурсия. Загородная экскурсия. Дальняя экскурсия (на далекое расстояние). Память - это основа психической жизни. Это волшебная ш ...

Характеристика личности
Нами был выбран ученик, 4 класса. Из характеристики мы узнали, что он очень вспыльчивый мальчик, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу, грубый, нервный, не адекватно реагирует на замечания взрослых, в общении со сверстниками ведет себя на равных, старается выглядеть старше. Дальнейшие наблюдения за ребенком в ход ...

Виды памяти и их особенности
Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда — навсегда. Остается как «след» прошедшего, его знак, шифр, образ. Каждый из нас может подтвердить, что повторно воспринимаемое и переживаемое осознается нами именно как повторение «известного», то есть мы готовы утверждать, что это уже было. Способность по ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru