Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов

Материалы » Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте » Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов

Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни (Hall, 1987; Leslie, Huston, 1986; Noble, Adams, 1989).

Социальная жизнь и привычки

Социальная жизнь юношей и те обычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам:

· выбор друзей и партнеров;

· как часто юношам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.;

· чем юноша занимается;

· время отхода ко сну;

· с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.

Обычно родители жалуются и на то, что юноши никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи (Felson, 1984).

Ответственность

Наиболее остро родители критикуют юношей, не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственного поведения в особенности касается следующих вопросов:

· выполнение хозяйственных работ по дому (Light, Неrtsgaard, 1985

· заработок и расходование денег;

· бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью;

· использование семейного автомобиля;

· использование телефона;

· работа вне дома;

· использование семейной собственности и вещей: мебели, инструментов, продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры.

Школа

Учеба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:

· успеваемости детей (насколько успеваемость подростка соответствует его способностям);

· школьных привычек детей, выполнения ими домашних заданий; посещаемости занятий в школе; общего отношения детей к учебе и учителям; поведения детей в школе.

Нередко давление на юношей в связи с их успехами в учебе становится чрезмерным, что приводит к снижению самооценки подростка, асоциальному поведению, ощущению своей неспособности достичь целей, поставленных родителями (Eskilson, Wiley, 1986).

Взаимоотношения в семье

Конфликты между родителями и юношами обычно возрастают при:

· инфантильном поведении юношей;

· общей неблагоприятной атмосфере в семье и демонстративном неуважении к родителям; ссорах юношей с братьями и сестрами;

· сложных взаимоотношениях юношей с родственниками — особенно с престарелыми дедушками и бабушками, проживающими в том же доме.

Уровень конфликтности также зависит от того, ориентирован ли юноша на сохранение связей с семьей или стремится к личной автономии и независимости (Jurich, Schumm, 1987).

Нравственные ценности и мораль

Вот основные причины, вызывающие вечную головную боль родителей:

· курение юноши, употребление алкоголя и наркотиков;

· языковые обороты, употребляемые юношей;

· лживость;

· сексуальная жизнь юноши;

· несоблюдение юношей законов, его неумение избегать неприятностей;

· посещение юношей церкви или воскресной школы.

Как видим, родители, в частности, тревожатся по поводу сексуального поведения юноши. Интересно то, что характер взаимоотношений между матерью и дочерью дает прогноз будущего сексуального опыта дочери. Чем благоприятнее складываются отношения между ними, тем менее вероятно, что дочь вступит в добрачную половую связь (Inazu and Fox, 1980).

Адекватные и патологические реакции на экстремальные ситуации
При воздействии стресс-факторов экстремальной ситуации большинство современных исследователей выделяют два вида реакций человека: адекватные и патологические. Основным содержанием адекватных форм реакции являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния экстремальных факторов или поддержание не ...

Создание культовой личности
Культы последовательно манипулируют элементами, формирующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль сознания отделяет человека от его подлинной личности и создает новую личность, зависящую от группы. С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет ...

Этапы карьеры
Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей. Встречаясь с новым сотрудником, желательно выявить этап карьеры, на котором он в данный момент находится. Это поможет уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное-специфику индивидуаль ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru