Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов

Материалы » Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте » Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов

Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни (Hall, 1987; Leslie, Huston, 1986; Noble, Adams, 1989).

Социальная жизнь и привычки

Социальная жизнь юношей и те обычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам:

· выбор друзей и партнеров;

· как часто юношам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.;

· чем юноша занимается;

· время отхода ко сну;

· с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.

Обычно родители жалуются и на то, что юноши никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи (Felson, 1984).

Ответственность

Наиболее остро родители критикуют юношей, не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственного поведения в особенности касается следующих вопросов:

· выполнение хозяйственных работ по дому (Light, Неrtsgaard, 1985

· заработок и расходование денег;

· бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью;

· использование семейного автомобиля;

· использование телефона;

· работа вне дома;

· использование семейной собственности и вещей: мебели, инструментов, продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры.

Школа

Учеба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:

· успеваемости детей (насколько успеваемость подростка соответствует его способностям);

· школьных привычек детей, выполнения ими домашних заданий; посещаемости занятий в школе; общего отношения детей к учебе и учителям; поведения детей в школе.

Нередко давление на юношей в связи с их успехами в учебе становится чрезмерным, что приводит к снижению самооценки подростка, асоциальному поведению, ощущению своей неспособности достичь целей, поставленных родителями (Eskilson, Wiley, 1986).

Взаимоотношения в семье

Конфликты между родителями и юношами обычно возрастают при:

· инфантильном поведении юношей;

· общей неблагоприятной атмосфере в семье и демонстративном неуважении к родителям; ссорах юношей с братьями и сестрами;

· сложных взаимоотношениях юношей с родственниками — особенно с престарелыми дедушками и бабушками, проживающими в том же доме.

Уровень конфликтности также зависит от того, ориентирован ли юноша на сохранение связей с семьей или стремится к личной автономии и независимости (Jurich, Schumm, 1987).

Нравственные ценности и мораль

Вот основные причины, вызывающие вечную головную боль родителей:

· курение юноши, употребление алкоголя и наркотиков;

· языковые обороты, употребляемые юношей;

· лживость;

· сексуальная жизнь юноши;

· несоблюдение юношей законов, его неумение избегать неприятностей;

· посещение юношей церкви или воскресной школы.

Как видим, родители, в частности, тревожатся по поводу сексуального поведения юноши. Интересно то, что характер взаимоотношений между матерью и дочерью дает прогноз будущего сексуального опыта дочери. Чем благоприятнее складываются отношения между ними, тем менее вероятно, что дочь вступит в добрачную половую связь (Inazu and Fox, 1980).

Выводы по теоретической части
По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы: 1. Творческие способности, с одной стороны, одаренность и талант, гениальность с другой, выделяются как бы по разным основаниям, но вместе с тем все они проявляются в успешности деятельности. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, услов ...

Глоссарий
1 Зона разногласий предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. 2 Интроспекция (лат. introspectare - смотреть вглубь) - метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосре ...

Приложения
Приложение №1 ТЕСТ-опросник Г.Ю. Айзенка ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю. ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «EYSENC» Сумма баллов, набранных Вами по экстравертированности: 18 по эмоциональной стабильности: 11 Диапазон у экстравертированного человека: 13-24 балла у интравертированного человека: 0-12 балла у эмоционально-стабильног ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru