Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога

Материалы » Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов » Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога

Последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века ( Маслач, Джонс, Фрейденбергер и др.). Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Что это за синдром и почему он возникает?

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются ввиду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время в форме, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализировать время взаимодействия с учениками.

Конфликты на микроуровне как источник иррационализации действительности
Рассмотрим теперь противоположный процесс, заключающийся в накоплении и констелляции конфликтов, разворачивающихся на микроуровне. В силу повторяемости и массовости эти конфликты определенным образом воздействуют на макропроцессы. Без уяснения этой стороны дела картина взаимодействия конфликтов будет не ясна. Выше мы уже упоминали проц ...

Экспериментальное изучение процессов восприятия и мышления животных
Проблема элементарного мышления животных, как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции, занимала одно из ведущих мест в работах Ладыыгиной-Котс. Н.Н. Ладыгина-Котс пишет о том, что существует насущная необходимость изучения понятия мышления (интеллекта) жи ...

Деловые подарки
Подарки – это всегда приятно. Причём как дарить, так и получать. Традиция дарить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчинённым делают нашу трудовую жизнь богаче, добрее и полноценнее. Подарки приятно дарить на дни рождения, при повышении по службе и на трад ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru