Эмоциональный стресс
Страница 1

Понятие эмоционального стресса.

Наряду с понятием стресс в науке сложилось представление об эмоциональном стрессе (ЭС) как первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стимулов, который также характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений. Основы представлений об ЭС заложены Кэнноном и развиты Л. Леви. Показано, что при ЭС активизируются симпатико-адреналовые механизмы, которые на определенном этапе развития стресса несут адаптационную функцию, а затем, в случае последовательного развития фаз стресса, переходят в свою противоположность, характеризующуюся нарушением соматовегетативных функций. Обнаружив двойственную природу стресса, его адаптационную и патогенетическую роль, Селье подверг анализу преимущественно адаптационные механизмы и фактически не изучал патогенетический аспект стресса, который, как отмечалось выше, в условиях возрастающих психоэмоциональных перегрузок приобретает острую социальную значимость в связи с резким увеличением числа вызванных стрессом психосоматических заболеваний.

В настоящее время в качестве методологического принципа для изучения ЭС все шире используется подход, основанный на теории функциональных систем, предложенной Анохиным.

В отличие от рефлекторного подхода теория функциональных систем фиксирует внимание не на физиологических реакциях, возникающих в ответ на действие соответствующих раздражителей, а на достижении организмом адаптивных результатов.

На основе теории функциональных систем сформировано представление об определенной роли конфликтной ситуации в генезе ЭС. Под конфликтом понимается такая ситуация, при которой субъект при наличии у него сильной потребности длительное время не имеет возможности ее удовлетворить. Систематическое неудовлетворенность результатами поведения, связанная с отсутствием возможности достижения субъектом приспособительного результата, порождает длительное непрерывное отрицательно эмоциональное напряжение – ЭС. При этом эмоциональные реакции утрачивают свой адаптационный характер и в результате сумации вызывают нарушения физиологических функций, ведущих к становлению психосоматических заболеваний.

Соматовегетативные нарушения при эмоциональном стрессе. [6]

При длительных конфликтных ситуациях отрицательное эмоциональное возбуждение может перейти в «застойную» стационарную форму и вызвать соматовегетативные нарушения.

Следует особо подчеркнуть, что ЭС первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические нарушения жизненно важных соматовегетативных функций развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения.

В соответствии с описанным Селье фазным развитием стресса происходит фазная динамика гормональных реакций при ЭС: вначале отмечается повышение уровня катехоламинов в крови, которое сочетается со снижением их концентрации в надпочечниках, затем наблюдаются активация адренокортикотропной функции и увеличение синтеза катехоламинов. При повторных стрессорных воздействиях реакция коры надпочечников и изменения содержания кортикостерона в плазме выражены в меньшей степени, хотя синтез АКТГ при повторном эмоциональном напряжении может возрастать.

Повышение содержания катехоламинов и глюкокартикоидов в крови вызывает гипергликемию, повышение уровня гликопротеидов, холестерина в крови.

Запуск всех описанных гуморально-гормональных реакций связан с активацией гипоталамо-гипофизарного синтеза АКТГ.

Для эмоциональных реакций, вызванных раздражением вентромедиального гипоталамуса, характерны соматовегетативные проявления в виде изменения глубины и регулярности дыхания, учащения сердечных сокращений, повышения артериального давления, увеличения сердечного выброса, дефекации и мочеиспускания, повышения концентрации кортикостероидов в плазме крови, сужения кишечных, почечных и полостных сосудов, а также резкого расширения сосудов скелетных мышц.

ЭС вызывает изменения функций многих органов и систем. Одно из основных проявлений ЭС – образование язв стенки желудка. В патогенезе язвообразования при иммобилизационном стрессе показаны роль симпатических и парасимпатических влияний, а также участие эндогенных гуморально-гормональных факторов.

Эмоциональное перенапряжение является одним из факторов, определяющих нарушение работы почек и развитие деструктивных процессов в паренхиме печени.

Как известно, дыхание также вовлекается в эмоциональные реакции. При ЭС наблюдается увеличение показателей легочной вентиляции и потребления кислорода.

ЭС вызывает целый ряд изменений в крови – дегрануляцию базофильных элементов, тромбоцитопению.

Однако особенно заметное влияние ЭС оказывает на работу сердца. (табл. 4)

Нейрофизиологические механизмы эмоционального стресса. [6]

На большом числе экспериментов показано, что эмоциональное возбуждение возникает первично в гипоталамолимбикоретикулярных структурах мозга, по восходящему пути генерализованно распространяется на кору мозга, а по нисходящему – вовлекая вегетативную НС и возбуждая гормональную активность гипофизарно-надпочечникового механизма в реализации соматовегетативных и поведенческих проявлений эмоциональных реакций.

Страницы: 1 2

Анализ проведённого исследования и обработка результатов
В ходе проведения исследований нами были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1 и на рисунках 1 и 2. Таблица 1. Результаты анкетирования подростков Вопросы анкеты Сумма по вопросу (Проранжируйте вопросы по степени значимости) Сумма по вопросу (Оцените вопросы по 5 бальной шкале) 1. Родители пос ...

Анализ интерпретации результатов
Сравнительный анализ уровня эмпатии у менеджеров, которые обладают коллегиальным стилем руководства, уровень эмпатии нормальный, чем у менеджеров, которые обладают иными стилями руководства, так например, у менеджеров, обладающих директивным стилем руководства низкий уровень эмпатийности. Данные показатели мы можем увидеть в Табл.2. Та ...

Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса. Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса
Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлении представить себя в определенном свете (собственно самопрезентация), произвести определенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказать воздействие), а также в связи с другими интенциями, в том числе и неосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопр ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru