Эмоциональный стресс
Страница 1

Понятие эмоционального стресса.

Наряду с понятием стресс в науке сложилось представление об эмоциональном стрессе (ЭС) как первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стимулов, который также характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений. Основы представлений об ЭС заложены Кэнноном и развиты Л. Леви. Показано, что при ЭС активизируются симпатико-адреналовые механизмы, которые на определенном этапе развития стресса несут адаптационную функцию, а затем, в случае последовательного развития фаз стресса, переходят в свою противоположность, характеризующуюся нарушением соматовегетативных функций. Обнаружив двойственную природу стресса, его адаптационную и патогенетическую роль, Селье подверг анализу преимущественно адаптационные механизмы и фактически не изучал патогенетический аспект стресса, который, как отмечалось выше, в условиях возрастающих психоэмоциональных перегрузок приобретает острую социальную значимость в связи с резким увеличением числа вызванных стрессом психосоматических заболеваний.

В настоящее время в качестве методологического принципа для изучения ЭС все шире используется подход, основанный на теории функциональных систем, предложенной Анохиным.

В отличие от рефлекторного подхода теория функциональных систем фиксирует внимание не на физиологических реакциях, возникающих в ответ на действие соответствующих раздражителей, а на достижении организмом адаптивных результатов.

На основе теории функциональных систем сформировано представление об определенной роли конфликтной ситуации в генезе ЭС. Под конфликтом понимается такая ситуация, при которой субъект при наличии у него сильной потребности длительное время не имеет возможности ее удовлетворить. Систематическое неудовлетворенность результатами поведения, связанная с отсутствием возможности достижения субъектом приспособительного результата, порождает длительное непрерывное отрицательно эмоциональное напряжение – ЭС. При этом эмоциональные реакции утрачивают свой адаптационный характер и в результате сумации вызывают нарушения физиологических функций, ведущих к становлению психосоматических заболеваний.

Соматовегетативные нарушения при эмоциональном стрессе. [6]

При длительных конфликтных ситуациях отрицательное эмоциональное возбуждение может перейти в «застойную» стационарную форму и вызвать соматовегетативные нарушения.

Следует особо подчеркнуть, что ЭС первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические нарушения жизненно важных соматовегетативных функций развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения.

В соответствии с описанным Селье фазным развитием стресса происходит фазная динамика гормональных реакций при ЭС: вначале отмечается повышение уровня катехоламинов в крови, которое сочетается со снижением их концентрации в надпочечниках, затем наблюдаются активация адренокортикотропной функции и увеличение синтеза катехоламинов. При повторных стрессорных воздействиях реакция коры надпочечников и изменения содержания кортикостерона в плазме выражены в меньшей степени, хотя синтез АКТГ при повторном эмоциональном напряжении может возрастать.

Повышение содержания катехоламинов и глюкокартикоидов в крови вызывает гипергликемию, повышение уровня гликопротеидов, холестерина в крови.

Запуск всех описанных гуморально-гормональных реакций связан с активацией гипоталамо-гипофизарного синтеза АКТГ.

Для эмоциональных реакций, вызванных раздражением вентромедиального гипоталамуса, характерны соматовегетативные проявления в виде изменения глубины и регулярности дыхания, учащения сердечных сокращений, повышения артериального давления, увеличения сердечного выброса, дефекации и мочеиспускания, повышения концентрации кортикостероидов в плазме крови, сужения кишечных, почечных и полостных сосудов, а также резкого расширения сосудов скелетных мышц.

ЭС вызывает изменения функций многих органов и систем. Одно из основных проявлений ЭС – образование язв стенки желудка. В патогенезе язвообразования при иммобилизационном стрессе показаны роль симпатических и парасимпатических влияний, а также участие эндогенных гуморально-гормональных факторов.

Эмоциональное перенапряжение является одним из факторов, определяющих нарушение работы почек и развитие деструктивных процессов в паренхиме печени.

Как известно, дыхание также вовлекается в эмоциональные реакции. При ЭС наблюдается увеличение показателей легочной вентиляции и потребления кислорода.

ЭС вызывает целый ряд изменений в крови – дегрануляцию базофильных элементов, тромбоцитопению.

Однако особенно заметное влияние ЭС оказывает на работу сердца. (табл. 4)

Нейрофизиологические механизмы эмоционального стресса. [6]

На большом числе экспериментов показано, что эмоциональное возбуждение возникает первично в гипоталамолимбикоретикулярных структурах мозга, по восходящему пути генерализованно распространяется на кору мозга, а по нисходящему – вовлекая вегетативную НС и возбуждая гормональную активность гипофизарно-надпочечникового механизма в реализации соматовегетативных и поведенческих проявлений эмоциональных реакций.

Страницы: 1 2

Этапы карьеры
Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей. Встречаясь с новым сотрудником, желательно выявить этап карьеры, на котором он в данный момент находится. Это поможет уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное-специфику индивидуаль ...

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Рассмотрение данной темы с учетом происходящих в стране изменений, рыночных преобразований, и так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными, на наш взгляд, крайне актуально. Актуальность исследования обуславливается и тем, что хара ...

Описание экспериментального исследования
Результаты исследования по определению стилей саморегуляции подростков см. в приложении 4. Таблица 1 Количественные показатели выявления стилей саморегуляции испытуемых, % .№ =88; % Шкала Уровень показателей Пл. М. Пр. ОР. Г. С. ОУ Высокий 11,3 9,1 0 2,3 9,1 11,4 25,0 Средний ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru