Классификация и типология преступника
Страница 1

Материалы » Личность преступника » Классификация и типология преступника

Все лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга по демографическим, правовым, психологическим и другим признакам, с одной стороны, а с другой – они по тем же причинам схожи между собой, образуют устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников.

Для того чтобы правильно решить вопросы классификации и типологии преступников, необходимо определить принципиальные методологические подходы научного познания. Но прежде всего надо помнить, что классификация и типология не одно и то же.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строиться на весьма строгих критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко фиксированное место. Типология же не содержит такой жесткой дифференциации.

Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявления сходства и различия изучаемых объектов, стремиться отобразить их строение, выявить их закономерности. При построении типологии, в отличии от классификации, не требуется вычленение всех без исключения типов, составляющих части познаваемого объекта. Так, среди преступников возможно выделение и изучение одного типа, например личности насильственного преступника. Важным отличием классификации от типологии является то, что первая дает описание изучаемого объекта, а вторая – его объяснение, т.е. с помощью типологии можно успешнее вскрыть его природу, причины, закономерности зарождения и развития, составить прогноз.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых можно выделить две большие группы: социологические, в том числе социально-демографические, и правовые. К первым из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость в общественно полезном труде, род занятий, наличие специальности, место жительства. К правовым: характер, степень тяжести совершенного преступления, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку. Длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

По названым классификационным основаниям могут быть выделены и отдельные типы, например, несовершеннолетние преступники, женщины преступницы, насильственные преступники, преступники городские жители ит.д

В основу типологии положен именно мотив. Мотив - внутреннее побуждение к поведению, это то, ради чего оно осуществляется, в нем заключается его объективный смысл. Мотив наиболее ярко характеризует человека, и личность такова, каковы его мотивы.

Среди основной массы лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления, по мотивационным критериям можно выделить «корыстный», «престижный», «игровой», «насильственный», и «сексуальный» типы. Их выделение носит условный характер. Могут быть выделены и другие типы. Вид преступлений не совпадает с типом личности преступника, совершающего одно из преступлений этого типа.

Мотив – главный, но не единственный признак для типологии преступника. Их типологические группы могут быть построены и по характеру преступной направленности, и по степени общественной опасности.

По характеру преступной направленности могут быть выделены следующие типы: корыстный, насильственный, корыстно -насильственый и «универсальный». «Универсальный» тип преступника назван так потому, что составляющие его лица способны совершать самые разные преступления – экономические и сексуальные, присвоение имущества и истязания и т.д. Следовательно, у них можно обнаружить определенную гибкость и изменчивость мотивов, сочетание разных из них.

В основание более сложной типологии по степени общественной опасности нужно положить следующий признак: отношении преступника к главной ценности – человеческой жизни. В соответствии с этим выделяют следующие типы:

«Абсолютно опасный» - совершающий серийные убийства, в том числе наемные и сексуальные, а также убийства нескольких человек одновременно, как правило, ранее незнакомых, либо общеопасным способом.

«Особо опасный» - совершающий убийства, как правило, в конфликтной ситуации, а так же длительное время корыстные и корыстно -насильственые преступления. Сюда же следует относить руководителей преступных организаций.

«Опасный» - совершающий преступления против личности, нарушающие общественный порядок, но не посягающие на жизнь.

Страницы: 1 2

Возрастные особенности формирования личности подростка
Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы). Существует множество различных периодизаций возрастного развития (Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Выготский Л.С., Абрамова Г.С., Немов Р.С. и т.д.). Удобнее всего будет взять ...

Понятие педагогической деятельности. Структура и понятие педагогической деятельности
Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности, необходимо разобраться с понятием педагогическая деятельность (Что это такое? Что она включает? В чем состоит ее суть?) Педагогическая деятельность — особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколени ...

Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru