Исследование межличностных отношений младших школьников. Организация и методы исследования

Материалы » Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста » Исследование межличностных отношений младших школьников. Организация и методы исследования

Задачами нашего исследования являются:

4. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».

5. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.

6. Выявление социометрического статуса младших школьников.

Диагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии и проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).

Социометрия – метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.

Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

Этот метод мы использовали для исследования межличностных отношений в группе сверстников III-го класса Вульковской средней школы, Лунинецкого района.

Этапы проведения социометрического метода:

1. Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать ).

2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? 4.С кем ты дружишь?

3. Испытуемым предлагается указать Фамилию или инициалы.

4. Составление социометрической матрицы.

5. Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).

Назначение методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.

Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:

1. Несоответствие указанной теме;

2. Преобладание других мотивов, например, учеба.

3. Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.

4. Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.

5. Дети рисуют друзей.

Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.

Таким образом, представленные методы выявляют:

- внутригрупповые связи,

-систему взаимоотношений,

-систему общения,

-следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.

Обоснование технологии социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Воспитание посредством фольклорного искусства должно рассматриваться в общем контексте воспитания. Необходимо учитывать характер современной культуры во всей ее противоречивости и сложности. В развитии у детей коммуникативных навыков одинаково равноценны теоретические и практические формы занятий. Задачи коммуникативного воспитания т ...

Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Типы родительских отношений
Влияние родителей на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. ХХ в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ...

Методы исследования в психологии
В основе приведённой здесь классификации — классификация Б.Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования. 1. Организационная группа: -Сравнительный метод -Лонгитюдный метод -Комплексный метод 2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода): Наблюдение и ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru