Социальные представления о карьере у студентов 3
курсаСтраница 2
Анализ средних значений позволил нам выявить ведущие ценностные ориентации при построении карьеры. Так, было установлено, что для студентов 3 курса ведущими ценностными ориентациями при построении карьеры является мотив стабильности работы. Можем предположить, что желание иметь стабильное рабочее место вызвано потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования. Так как именно с третьего курса студенты начинают искать способы подработки и сталкиваются с первыми трудностями трудоустройства. Потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Также именно с середины обучения к студентам приходит осознание того, что карьеру невозможно сделать сразу и какой-то период времени придется выполнять низкооплачиваемую работу. Поэтому выбор стабильного места работы является для студентов началом карьерного пути. Студенты 3 курса ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке.
Второй по значимости явилась ценностная ориентация – интеграция стилей жизни. Для студентов 3 курса карьера ассоциируется с общим стилем жизни, согласуется с потребности студентов, с представлениями о будущей семье карьере. Студенты 3 курса хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к ним как к личностям. На 3 курсе для студентов становится важным поддерживание определенного образа жизни, чем добиваться успеха в карьере. Для студентов 3 курса важно, чтобы все было уравновешено - карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно. Скорее всего преобладание данной стадии является временным и в дальнейшем мы можем прогнозировать смену ценностей в построении карьеры (рис. 2).
Рисунок 2 - Выраженность ценных ориентаций при построении карьеры для студентов 3 курса: 1 – стабильность работы, 2 – интеграция стилей жизни, 3 - профессиональная компетентность, 4 – служение, 5 – автономия, 6 – вызов, 7 – менеджмент, 8 – стабильность места жительства, 9 - предпринимательство
Наименьшую значимость при построении карьеры для студентов 3 курса имеют ценности – «Стабильность места жительства» и «Предпринимательство». Таким образом, студенты 3 курса, представляя будущую карьеру, демонстрируют высокую мобильность. Низкое значение предпринимательства в ценностных ориентациях, может быть, на наш взглядом, обусловлено тем, что на 3 курсе присутствует страх быть независимым и организовывать собственное дело в силу ощущения недостаточной компетентности. Это ощущение недостаточной компетентности может быть обусловлено кризисом «третьего курса» - ощущением того, что половина обучения завершена, а профессиональных знаний не много.
Далее рассмотрим результаты, полученные с помощью семантического дифференциала. Посредством подсчета средних показателей мы выделили характеристики, присущие понятию карьеры в представлении студентов 3 курса.
Таблица 6 - Выраженность характеристик карьеры
Характеристика |
Балл |
Расслабленный |
2,73 |
Легкий |
2,67 |
Простой |
2,63 |
Слабый |
2,43 |
Умный |
-2,3 |
Дорогой |
-2,3 |
Хаотичный |
-2,1 |
Плохой |
2,03 |
Активный |
-1,9 |
Большой |
-1,9 |
Мягкий |
1,87 |
Гладкий |
1,67 |
Противный |
1,27 |
Свежий |
-1,3 |
Горячий |
-1,1 |
Любимый |
-1,1 |
Острый |
-1,1 |
Темный |
-1,1 |
Злой |
1,2 |
Быстрый |
-1 |
Жизнерадостный |
-0,9 |
Чистый |
-0,8 |
Радостный |
-0,7 |
Родной |
-0,4 |
Влажный |
0,27 |
Социальный статус
Каждый человека в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что глав ...
Процедура и комплекс методов исследования индивидуально-психологических
качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на
морально-психологический климат.
Специфика управления людьми /в отличие от «управления вещами»/ состоит в том, что многое здесь не поддается прямым измерениям, точным количественным оценкам, значительная часть причинно–следственных связей скрыта за внешними проявлениями и поступками людей. Подобная ситуация приводит к неоднозначности процесса управления как объекта изу ...
Натуральный и социальный ряды развития человека и их соотношение с физиологической,
социальной и психической адаптацией
Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие натурального и социального рядов развития. Натуральный ряд представляют процессы физического созревания, социальный — процессы социализации.
Процессы натурального ряда протекают крайне неравномерно и неодновременно, и эта гетерохронность обнаруживае ...