Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке. Сущность социальных представлений. Понятие социальных представлений в психологии
Страница 2

Особенности представлений студентов о карьере » Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке. Сущность социальных представлений. Понятие социальных представлений в психологии

Понятия и образы, принадлежащие социальным представлениям, фильтруют мотивы, желания, предпочтения, оставляя только те, которыми можно обмениваться и которые можно разделять. Эти представления подготавливают психические содержания к принятию коллективной формы. Представления позволяют мысленно опробовать тот оборот, который примут эти действия; предусматривать формы, которые нужно им придать, и предвосхищать результаты (90, с.80). Ремонт мультиварок

Социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Поскольку многие из самых фундаментальных представлений существуют в определенной культурной группе на протяжении довольно длительного периода времени, существует очень малая вероятность того, чтобы один индивид мог вызвать существенное изменение в социальных представлениях, превалирующих внутри этой группы. Индивиду или группе нельзя приписать изолированное убеждение или категорию. Любая идея (убеждение) предполагают наличие огромного количества других, вместе с которыми она образует представление (83, с.48).

Социальные представления – основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, структуры. Группа играет определяющую роль в выработке социального представления:

фиксирует определенные аспекты социального представления;

влияет на принятие/отторжение той или иной информации;

определяет частоту использования социальных представлений;

при помощи социальных представлений группа может варьировать способы манипуляции фактами, формировать свою идентичность.

Возникает «двойная» социальная зависимость когнитивного акта: с одной стороны, социальное представление порождается группой, с другой - включается в систему социальных коммуникаций (78, с.612).

Коллективные культурные представления описываются С. Московичи как бессознательные и связанные с навыком, получаемым в процессе социализации.

Коллективное сознание состоит из чувств и убеждений, разделяемых обществом. Они передаются от одного поколения к другому, запечатленные в памяти, языке и в разных типах произведений искусства; проявляются в традициях и пословицах, в предписаниях и запретах, а также в реакциях на попрание общественных или религиозных норм. Все вместе они образуют автономную систему, являющуюся системой сознания, отличного от индивидуальных сознаний и которое можно квалифицировать как коллективное. Предполагается, что такое сознание обеспечивает своего рода заранее установленную гармонию и предварительную общность собравшихся вместе людей (73, с.34.).

Функция коллективного представления состоит в том, что «оно – творение всех и становится стабильным благодаря репродукции и передаче его от одного поколения к другому. И оно становится безразличным в той мере, в какой отделяется от каждого и разделяется всеми посредством понятий и общего языка» (69, с.47).

Психическая энергия, созданная участием людей в групповой жизни, и кристаллизующиеся ментальные категории позволяют коллективным представлениям отделиться, образуя комплекс идей и выводов, который нельзя не назвать рациональным (63, с.67).

Образы и понятия, производимые в каждый момент встреч, разговоров, споров, передачи слухов, имеют широкий резонанс. Он проявляется в том, что, создав эти образы и понятия, индивид в состоянии их объективировать, давать жизнь во внешнем мире тому, что он произвел в мире внутреннем. Следовательно, представления – это не столько продукты ума, имеющие социальные последствия, сколько социальные продукты, созданные умом и становящиеся реальными. Влияние представлений, выработанных в ходе этого медленного процесса, велико, поскольку их не отличают более от мира коллективного опыта, который их реифицирует (62, с.5).

Страницы: 1 2 3

База данных профессиографического анализа
База данных анализа состоит из всей информации, которая была собрана с целью анализа работы. Как правило, чем меньше база данных профессиографического анализа, тем скорее собранная информация окажется искаженной или неполной. Например, интервьюируемый штатный работник может быть не слишком опытным и/или выполнять не весь круг заданий, ф ...

Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований. Интенциональные основания вербальной коммуникации
Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального ...

Специалист и трудовой коллектив
В отечественной социальной психологии коллектив рассматривается как одна из разновидностей малой социальной группы, как определенный уровень социального и психологического развития социальной группы. Однако далеко не всякая социальная группа становится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность. Понятие ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru