Развитие теории и практики управления
Страница 6

К структурно-функциональному подходу также можно отнести работы Б.Б. Коссова [6], выделяющего в качестве переменных стиля "этапы работы руководителя" (в нашем подходе - управленческие функции) и его личностные особенности. Статистически выделены блоки переменных: "социально-психологические функции и особенности руководителя"; "особенности познавательной сферы", "волевые качества", "эффективность в разных видах деятельности", "престижность". Разработанная автором методика самооценки стиля позволяет различать эффективных и неэффективных руководителей и делать соответствующие прогнозы [25].

Кроме названных выше двух основных стилей управления, Д. Шварцер приводит еще либеральный тип, тип laiser-faire и бюрократический. Иногда модифицируются названия основных двух типов управления, их называют императивный стиль и кооперативный стиль. Д. Шварцер приводит классификацию Красенского, который выделяет авторитарный, демократический и бюрократический стили, причем авторитарный стиль подразделяется на патриархальный, либеральный и милитаристский. Патриархальный тип руководства предполагает послушание и верность в узком кругу членов малой группы (например, мастер, товарищ ученик). Милитаристский тип руководства основывается на строгой дисциплине и повиновении. В классификации Красенского отчетливо виден классовый подход с позиций буржуазного общества, что подтверждается и пониманием либерального стиля руководства как свободы договоров так называемых социальных партнеров, то есть работодателей и трудящихся. Если же рассматривать либеральный стиль руководства с более широких позиций, то он включает элементы послабления и терпимости, что влечет за собой низкий авторитет руководителя, но высокий престиж. Этот тип руководства встречается обычно в научных и в творческих художественных организациях. Два типа laiser-faire характерны пассивность руководителя, минимум усилий в целях управления, стимулирования, организации. В данном случае дела пущены на самотек, в работе руководителя и всей группы отсутствует систематичность. При таком стиле руководства эффективность работы группы в значительной мере определяется ее составом.

И. Шипош и Т. Колларик, ссылаясь на литературные источники, приводят классификацию стилей управления, где выделено пять уровней:

1. авторитарный, характерной чертой которого является доминирующая роль руководителя;

2. директивный, являющийся разнородностью авторитарного стиля; его сосредоточенность на фактах и деталях требует авторитарной организации труда;

3. ситуационный, который отличается от предыдущих тем, что наделяет большой властью руководителя в целях повышения эффективности деятельности;

4. конформный, ориентирующийся на мнение людей; руководитель старается с каждым оставаться в хороших отношениях, основной способ воздействия на людей – убеждение;

5. дезорганизующий, аналогичный стилю laiser-faire.

Борнеманн анализирует средства управления при двух основных стилях (авторитарном и демократическом) и мотивы подчинения (см. таблицу):

Средства управления

Мотивы подчинения

Насилие

Угроза насилием

Внушение уважения

Напоминание о занимаемой должности

Указание о выполнении задания

Обещание премии

Обещание повысить в должности

Личная забота

Личная просьба

Идеализация задания

Объяснение мотивов

Общее обоснование

Совместное руководство

Принуждение

Страх

Восхищение, восторг

Послушание

Повиновение

Стремление к дополнительному получению средств

Стремление утвердиться

Благодарность, верность

Ответственность

Восторженность

Доверие

Понимание

Совместная ответственность

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Социальные представления о карьере у студентов 3 курса
Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования была составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики. Таблица 5 - Результаты описательной статистики Показатели Кол-во респон. ...

Диагностические особенности процесса рисования пальцами
Затраченное время можно разделить на три значимых элемента: 1. продолжительность реакции до начала рисования, 2. паузы во время рисования, 3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков. Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» ил ...

Способы борьбы со стрессом
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru