Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя. Психологический портрет эффективного руководителя
Страница 12

Материалы » Психологическая характеристика руководителя » Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя. Психологический портрет эффективного руководителя

Степень благоприятности отношений руководителя с подчинёнными.

Величина позиции власти (влияния) руководителя в группе (включая его возможности в контроле за действиями подчинённых и использовании различных средств стимулирования их активности).

Структура групповой задачи (включая чёткость поставленной цели, пути и способы её достижения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности).

Согласно этой модели руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуации с высоким или низким ситуационным контролем (СК), руководитель, склонный к коллегиальным методам управления наиболее эффективен в ситуациях с умеренным СК, что отражено на Рис. 3.

Высокая

Руководители, ориентированные на задачу

Эффективность руководства

Руководители, ориентированные на отношения

Низкая

Высокий контроль

Умеренный контроль

Низкий контроль

Рис. 3. Графическое отображение «вероятностной модели» эффективности руководителя (по Ф. Фидлеру).

Р. Л. Кричевский отмечает, что приверженцы этого подхода измеряют стиль руководства посредством специальной шкалы, получаемые при этом показатели могут иметь несколько интерпретаций. По одной из них – это характеристика именно стиля руководства, согласно другим – личности руководителя. Таким образом, влияние не только стиля, но и личностных особенностей руководителя на эффективность работы коллектива осуществляется по принципу вероятностной связи.

Завершая рассмотрение психологического портрета эффективного руководителя, перейдём к третьей переменной – авторитету руководителя.

По исследованиям Ю. П. Степкина [53], следует говорить о трёх формах авторитета руководителя: моральном, функциональном и формальном.

Формальный (служебный, должностной) авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Такой авторитет в чистом виде способен обеспечить не более 65 % влияния руководителя на своих подчинённых.

Основаниями морального авторитета служат мировоззренческие и нравственные качества личности.

Ядро функционального авторитета составляют компетентность руководителя, его разнообразные деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности.

Психологический авторитет руководителя, к которому относятся моральный и функциональный аспекты авторитета, является не только условием эффективности руководителя, но и результатом его личностных, стилевых и других жизненных проявлений в руководимом им коллективе.

Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что три важные переменные положены в основу психологического портрета руководителя: личность, стиль руководства, авторитет. Каждая из этих переменных, имея свои особенности, в значительной степени влияет на эффективность руководителя.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Использование ассоциаций
Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. «Все, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи внесенным, оно вступает во взаимосвязь с тем, что там уже было… Тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесн ...

Виды профессиональных манипуляций
К наиболее распространенным профессиональным манипуляциям личностью в настоящее время можно отнести нищенство, финансовые пирамиды. Остановимся на них подробнее. Нищенство и попрошайничество можно отнести к «древнейшим профессиям». Например, согласно историческим документам, в 1443 году в чешском городе Кутна Гора было основано некое т ...

Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов
Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru