Глава II.

Основная задача, поставленная в этой главе – рассказать о жизни великого психолога, основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. 21 сентября 2009 года исполнится 70 лет со дня его смерти.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856г. в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия, хотя сами жили небогато. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Его сестра играла на пианино и, если это мешало Зигмунду учиться, ей запрещали музицировать.

В 17 лет он с отличием окончил гимназию и поступил в знаменитый Венский университет. Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии. Но особый интерес для него представляли естественные науки. Его намерения стать научным работником в физиологическом институте не увенчались успехом за неимением вакантной должности. Также Фрейд хотел жениться на девушке, с которой был знаком с детства - Марте Берней. Имелся лишь один выход – стать практикующим врачом в качестве невропатолога. В клинике Фрейд основательно освоил методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом, а также различных нарушений речи. Вскоре в научных и кругах Фрейд приобрел репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Желание усовершенствовать методы лечения заставило его задуматься над другим способом, а именно гипнозом. Одним успешно практикующим врачом в этой области был Иосиф Брейер, который стал покровительствовать молодому Фрейду. Через несколько лет Брейер и Фрейд подготовили книгу «Исследования истерии», вышедшую в 1895 г. В данном труде уже можно найти некоторые основные положения его будущих работ. Несколько лет спустя, после разработки своей собственной теории, Фрейд лишился поддержки Брейера: разногласия во мнениях привели к разрыву отношений. Примерно в это же время Фрейд решил испытать психоанализ с целью выявить причины собственных душевных конфликтов и невротических состояний. И тогда он обратился к изучению собственных сновидений, результаты которого изложил в книге «Толкование сновидений» (1900 г.). Ее он неизменно считал своим главным трудом.

Также знаменитый психоаналитик описал множество различных других случаев из своей практики в своих трудах «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка по теории сексуальности», курсе лекций «Введение в психоанализ» и пр. (подробнее см. Приложение 2)

После написания серии книг к Фрейду пришла международная слава. В 1909 он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс, который очень положительно отозвался о психоанализе.

В 1910 г. в Нюрнберге собрался Первый Международный Конгресс по психоанализу. Правда, вскоре среди этого сообщества, которое объявило психоанализ особой наукой, отличной от психологии, начались распри, приведшие к его распаду. Многие ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были такие, в частности, ставшие крупными психологами исследователи, как Альфред Адлер и Карл Юнг. Большинство рассталось с Фрейдом из-за его приверженности принципу всемогущества сексуального инстинкта.

Вскоре грянула первая мировая война, и самому Фрейду пришлось признать несовершенность своих схем психоанализа. Пациенты, которые теперь у него появились, страдали от неврозов, сопряженных с травмировавшими их испытаниями военного времени. Его прежняя концепция сновидений невротика, оказалась непригодной, чтобы истолковать психические травмы, возникшие в боевых условиях у бывших солдат и офицеров. Фиксация новых пациентов Фрейда на этих травмах, вызванных встречей со смертью, дала ему повод выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем, как сексуальное – страхе смерти.

Тем временем перед психоаналитиком встала новая проблема - в 1933 г. в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных идеологами «нового порядка» книг оказались и книги Фрейда. Ему самому с трудом удалось добиться разрешения на его эмиграцию в Англию. В Англии Фрейда встретил восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и вскоре решил прибегнуть к эвтаназии. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.

Итак, вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии воистину огромен. Учение Фрейда стало популярным главным образом потому, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил Фрейд, «преисподнюю психики». Ключ к тайнам душевной жизни он стал искать не в физиологии и не в психологии сознания, а в психологии бессознательного. Несмотря на огромное количество ошибок, совершенных им, психоанализ - как наука и область психологии – раз за разом доказывает свою эффективность.

Младшее школьное детство. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
Если понимать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом.[26, с.74] Младший школьный возраст является критическим как с точки зрения психологии ("кризис семи лет"), так и с точки зрения медицины (возрастает риск возни ...

Развитие BITE-модели
В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций . Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компон ...

Память, её особенности и классификация видов. Определение памяти и её физиологический механизм
Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его но ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru