Создание культовой личностиСтраница 1
Культы последовательно манипулируют элементами, формирующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль сознания отделяет человека от его подлинной личности и создает новую личность, зависящую от группы. С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной, конфигурацию. Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки «диссоциативного расстройства» в том виде, как оно определено в диагностическом справочнике Американской психиатрической ассоциации. Его поведение может также походить на поведение патологически зависимой личности.
Одно из широко распространенных беспокойств семей и друзей заключается именно в радикальном изменении личности близкого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат манипулировать своим прежним «я» и подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, а также «семьи», «друзей», мыслей, эмоций, религиозных чувств.
Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимопонимание между адептом и членами его семьи, друзьями и близкими. С человеком, находящимся под воздействием культового контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реальности. Использование деструктивных методов контроля сознания ставит под вопрос саму природу реальности.
Наиболее типичный метод формирования культовой личности состоит в прикреплении нового участника к старшему члену группы. «Духовное дитя» обучается копировать «духовного родителя» всеми способами – вплоть до подражания голосовой тональности лидера группы. Культовая личность является, по существу, двойником лидера культа. Библейский культ, Международная Церковь Христа, поощряет интенсивное подражание лидерам в своей практике «ученичества один над другим». Эта техника моделирования преследует несколько целей. Она удерживает «духовного наставника» в наиболее выгодных поведенческих рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стремление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем обучать младших адептов.
Три стадии завоевания контроля над сознанием
I. Размораживание.
а) Дезориентация / замешательство.
б) Сенсорная депривация и / или сенсорная перегрузка.
в) Физиологическая манипуляция:
ѕ депривация сна;
ѕ депривация приватности;
ѕ изменение диеты.
г) Гипноз:
ѕ возрастная регрессия;
ѕ визуализации;
ѕ притчи и метафоры;
ѕ лингвистические двойные связи, (В оригинале – double binds (двойные связи), т.е. путаница понятий, вызывающая растерянность, а также сама растерянность, вызванная противоречивыми влияниями (у ребенка при раздорах между родителями и т.п.). (Прим. перев.) использование внушения. ѕ медитации, скандирование, моление, пение.
д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную идентичность.
е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и забвение положительных воспоминаний).
II Изменение
а) Пошаговое создание и навязывание новой «идентичности»:
ѕ формально – в ходе индоктринальных занятий;
ѕ неформально – другими членами группы, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.
б) Использование техник изменения поведения:
ѕ поощрения и наказания; ѕ блокировка мышления; ѕ контроль среды.
в) Мистическая манипуляция.
г) Использование гипноза и других техник изменения сознания:
ѕ повторение, монотония, ритм:
ѕ однообразное скандирование или пение, моление, хуление, визуализации;
д) Использование данных исповеди, личных признаний, результатов индивидуальных занятий и групповой деятельности.
III. Замораживание.
а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избавляются:
ѕ отделение от прошлого; сокращение или полное прекращение контактов с друзьями и семьей;
ѕ отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств;
Результаты исследования социальных представлений
студентов о карьере. Социальные
представления о карьере у студентов 1 курса
Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики.
Таблица 3 - Результаты описательной статистики
Показатели
Кол-во респон.
Ср ...
Методика «Структура профессиональной мотивации студента»
Ниже представлены 4 группы утверждений, касающиеся ваших планов в профессиональной деятельности. Проранжируйте каждую группу (поставив в графу «ранг» оценки от «1» до «4») исходя из того, что для вас имеет первостепенное значение (ставите «1»), что находится на втором месте (ставите «2») и т.д.
Для меня важно, чтобы:
Ранг
(от 1 ...
Стиль руководящей работы. Теоретические подходы к
изучению руководства
Руководство (Лидерство) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства.
Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» - лидера, ориентированного на решение ...