Экспириментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности. Методы и методики исследования.
Страница 1

Материалы » Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте » Экспириментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности. Методы и методики исследования.

Основными методами экспериментально-психологического исследования являлись: метод психометрического тестирования, методы статического анализа: t- критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа.

Метод психометрического тестирования – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставляемые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств.

В исследовании использовались следующие методики (подробное описание методик приведено в Приложении №1)

1. МОДИФИЦИРОВАННЫЕ КРЕАТИВНЫЕ ТЕСТЫ ВИЛЬЯМСА (Практикум по психодиагностики Е.Е.Туник Санкт–Петербург издательство «РЕЧЬ» 2003г.) САР — это набор тестов, состоящих из двух методик для де­тей:

· Теста дивергентного (творческого) мышления;

· Теста твор­ческих личностных характеристик.

Указанные методики могут быть использованы для идентификации и оценки наиболее важных факторов, связанных с творческими способностями, которые обнаруживаются в какой-то степени у всех детей.

САР был разработан первоначально для отбора одаренных и талантливых детей в школы, работавшие по федеральным, госу­дарственным и местным программам развития творческих спо­собностей. В настоящее время САР доступен для измерения твор­ческого потенциала всех детей. Эти методики могут быть исполь­зованы учителями, заинтересованными в выявлении и развитии различных способностей детей, а не только в традиционной оцен­ке академических достижений и тестировании интеллекта.

Методики предназначены для школьников в возрасте от 8 до 17 лет Тест дивергентного мышления направлен на диагностику ком­бинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально - перцептивных показателей. Данные оценива­ются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: бег­лость, гибкость, оригинальность и разработанность, полученных в результате факторного анализа, при исследовании интеллекта Гил­фордом (структура интеллекта, известная как 5О1). Эти факторы яв­ляются когнитивными по своей природе и классифицируются по 5О1 как дивергентные трансформации фигур (образов) (ОРТ). Так­же можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности, которую можно классифицировать по 5О1 как ди­вергентные семантические трансформации. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной дея­тельности правого и левого полушарий мозга.

ест творческих характеристик личности — это опросник, со­стоящий из 50 пунктов, помогающих выяснить, насколько любо­знательными, наделенными воображением, умеющими разбирать­ся в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Ре­зультаты представлены в виде общего сырого балла и четырех отдельных оценок по любознательности, воображению, сложности и способности рисковать. Эти факторы являются индивидно-личностными по природе и соответствуют чередованию левополушарного вербального анализа с правополушарными процессами, что классифицируется по 5О1 как дивергентные семантические систе­мы (ОЗУ). Следовательно, обе тестовых методики удовлетворяют критериям, требующим или попеременной работы полушарий, или их интеграции в обработке информации посредством синтеза.

Страницы: 1 2

Психологические особенности кризисов профессионального становления
В развиваемой нами концепции профессионального становления личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисн ...

Ощущение как познавательный психический процесс (виды, свойства)
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений; они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Физиологическим аппар ...

Воображение как познавательный психический процесс (виды, свойства)
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Два типа вооб ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru