Коммуникативные навыки младших школьников и необходимость их развития. Формирование коммуникативных навыков как социально-педагогическая
проблемаСтраница 10
Эти различия, противоположности и даже противоречия необходимо вытекают из сознательного отношения к другим людям, требующего дифференциации в зависимости от изменяющихся конкретных условий.
Всякое действительно не безразличное отношение к другим людям избирательно. Существенно, на чем основывается эта избирательность - на личных ли пристрастиях или на объективных основаниях. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Тип общительности, имеющий широкую общественную основу, мы и называем товарищеским. Это товарищеское отношение к другим людям не исключает других, более узкоизбирательных, более тесно личностных и вместе с тем идейных отношений, к более тесному кругу лиц или отдельному человеку.
В характерологическом отношении существен, таким образом, не столько количественный признак широты общения, сколько качественные моменты: на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми, как относится он к людям различного общественного положения - к высшим и низшим, к старшим и младшим, к лицам другого пола и т.п.
При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характеры, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга. В других случаях эта взаимообусловленность характеров выражается в выработке или усилении у людей, живущих в длительном повседневном общении, характерологических черт, которые соответствуют друг другу в силу своей противоположности.
Существенной для становления характера формой общения является воспитание. В своей сознательной организованности и целенаправленности воспитание - общение воспитателя с воспитываемым - располагает рядом важнейших средств воздействия: соответствующей организацией поведения, сообщением знаний, формирующих мировоззрение, личным примером.
Общение создает предпосылки и для самостоятельной работы человека над своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практической оценке характерологических свойств других людей, регулируемой моральными представлениями, - к самооценке и самокритике. А самопознание, сравнительная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стимулом для сознательной работы человека над своим характером.
В процессе общения опосредованно, через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. С отношением к самому себе связана третья группа характерологических свойств личности. Таковы самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, правильная или неправильная - преувеличенная или приуменьшенная - самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т.д.
Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Этапы исследования:
1. Выявить типы родительских отношений.
2. Определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
3. Обобщить и проанализировать полученные результаты.
Методики исследования:
2.2.1 Тест-опросник родительского отношения. (Приложение 1)
Авторы: А.Я. Варга и В.В. Столин.
Рогов Е.И. Настольная кни ...
Психодиагностическая методика «Деньги в вашем браке»[5].
В последней главе теоретической части мы описывали ситуации, при которых деньги превращаются в инструмент власти. Теперь, применив
данную методику, мы сможем выявить те семьи, в которых деньги позволяют одному супругу поставить другого в зависимое положение. Итак, на вопросы отвечают оба супруга отдельно, затем результаты сравниваются ...
Восприятие как познавательный психический процесс (виды, свойства)
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сл ...