Основные понятия и актуальность темы.

Материалы » Проблемы власти и зависимости в семье » Основные понятия и актуальность темы.

Семья характеризуется различными материальными (биологическими и хозяйственными) и духовными – нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими – процессами. Нас интересуют психологические особенности власти и зависимости в браке. Власть в данном случае будет означать склонность и привычку человека повелевать кем-то, распоряжаться, подчинять своей воле. Человек, получивший власть, оказывает психологическое давление на других людей, часто не считаясь с их собственными мнениями и чувствами, принуждает их к определенным действиям. Синонимами власти в данном случае будут авторитарность, автократичность. В поведении властного человека может наблюдаться агрессивность, выражающаяся во враждебности каким-либо личностным проявлениям подчиняющегося человека.

Зависимость в семье, в которой один человек является властным, можно охарактеризовать как подчиненность чужой воле и власти при отсутствии самостоятельности и свободы. Положение зависимости с годами обычно становится крепче и ведет к серьезным психологическим проблемам у зависимого супруга, таким, как апатия, вызванная частыми стрессами и психологической усталостью, эмоциональная подавленность, депрессия. В результате постоянное подавление воли может привести к когнитивной беспомощности человека, когда он, имея объективные, необходимые и достаточные возможности для решения каких-либо жизненных задач, не пользуется ими из-за того, что неправильно оценивает их и сложившуюся ситуацию, неуверен в себе вследствие подчинения другому человеку.

На основании данных определений напрашивается вывод о необходимости своевременной психологической помощи семьям, в которых сложились отношения власти и подчинения с целью достижения наибольшего благополучия и гармонии в данном брачном союзе. Следует всегда помнить, что семья важна не только для самих супругов, но и для нормального психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание ( принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, «душевная помощь», по выражению Н.В. Гоголя, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт. Естественно, в случае властного давления со стороны одного из супругов перечисленные потребности другого или не удовлетворяются вовсе, или удовлетворяются минимально.

Среди практических задач, которые в настоящее время приходится решать психологической науке, особое место занимают диагностика и коррекция супружеских затруднений. Проблема стабилизации семейных отношений – важнейшее направление поиска как социальной практики, так и психологической науки. Процесс развития супружеских отношений и осознание партнерами характера этих отношений не всегда осуществляется равномерно. Многими авторами психодиагностических методик выделяются такие типы семей: стабильные, успешно преодолевающие конфликты; проблемные, слабо преодолевающие конфликт при наличии позитивной семейной мотивации; нестабильные – не преодолевающие конфликт при наличии негативной семейной мотивации. Семьи, в которых присутствует отношение власти и зависимости, в зависимости от степени подавления одного супруга другим, можно отнести ко 2 или 3 типу семей. Отметим, что и супружеский конфликт можно рассматривать на различных уровнях взаимодействия супругов: уровне взаимоотношений (скрытый конфликт) и поведенческом уровне в форме вербального и реального конфликтного поведения (стадия открытого конфликта). На поведенческом уровне конфликтные отношения проблемной семьи не всегда различаются как самими супругами, так и окружающими, поэтому для их выявления необходимы специально разработанные психодиагностические методики, о которых мы поговорим в практической части работы.

Анализ результатов реализации программы
Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогической профилактики дезадаптации, показал следующее. Данные, выявленные с помощью методики «Социальный паспорт класса», не изменились. После проведения программы по профилактике дезадаптации повторно были проведены методики по определению уровня ...

Анализ результатов исследования
Результаты диагностического исследования по выявлению особенностей реагирования в конфликтной ситуации см. в Приложении 6. В результате исследования выявилось, что в двух группах студентов 8 человек склонны к соперничеству, предпочитая обострять конфликтные ситуации; 14 подростков склонны к сотрудничеству, 16 подросток в группах стремя ...

Коррекция нарушений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами трудовой деятельности. Выявление особенностей младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой д
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида с.Амурзет. В эксперименте принимали участие 25 детей, младшие школьники 9-10 лет. Важнейшей задачей в коррекции личности учащихся с нарушением интеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспекте была проведена диа ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru