Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в ДОУ
г.ЗеиСтраница 1
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками:
· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
· отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
· формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
· работа с родителями агрессивных детей.
Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком
Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.
Остановимся подробнее на двух последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 3,5 лет. Аутогенная тренировка (AT)
- метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление. Эффективней проводить AT перед сном.
Представляемые образы ( лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.
Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:
Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…
И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Всё тело, грудь, живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.
Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.
Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.
Мы отдохнули, силы к нам, энергия – вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.
Эмпирическое исследование. Методы и организация
исследования
Исследования проводились среди учеников 10 «А» класса РГУОР (Республиканское Государственное Училище Олимпийского Резерва), которая располагается по адресу: г. Минск, ул. Филимонова,55.
Возраст учеников 10 «А» класса составил 16-17 лет, что подходит нам для проведения исследований.
Для того чтобы, изучить какие ситуации вызывают наибо ...
Мотивация учебной и познавательной деятельности. Учебная мотивация.
Познавательная мотивация
Положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения не требует специального доказательства. При этом к внутренним мотивам учения относят обычно непосредственную заинтересованность учащегося в способах действия, технологиях и алгоритмах и в достижении резуль ...
Понятие «эмпатия» и ее влияние на эффективность
руководства
ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное ...

