Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии
Страница 2

Материалы » Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте » Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать три типа конфликтов: внутриличностные, социальные, зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека.

Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет, в общем, для этих наук объекте свой предмет. Он представляет собой ту часть, сторону, уровень объекта, которую исследует данная наука. Однако и, сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте. Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения. Ядро предмета конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов. Двадцать лет назад эта схема включала четыре основные категориальные группы. В настоящее время понятийная схема описания конфликтов состоит, как уже сказано выше, из одиннадцати основных категориальных групп. Понимание предмета науки развивается вместе с развитием конфликтологии.

Основные цели и задачи конфликтологии:

Для того чтобы ускорить формирование конфликтологии, необходимо максимально четко определять основные цели и задачи на каждом этапе развития науки. Основными целями конфликтологии, которая одновременно носит фундаментальный и прикладной характер, являются:

• исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;

• создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

• организация в стране системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Основные виды классификации конфликтов

Конфликтология находится на этапе выделения в самостоятельную науку. В этих условиях первоочередными задачами Классификации являются уточнение границ того множества конфликтов, которые выступают объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле конфликтологии.

Один из существенных признаков конфликта составляют характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта.

Основной объект конфликтологии составляют семь видов социальных конфликтов.

Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Если начальник отдела противопоставил себя группе подчиненных, то это будет конфликт типа «личность — группа». Борьба в учительском коллективе средней школы между сторонниками директора и его противниками — это конфликт между малыми группами. Средние социальные группы по количественному составу занимают промежуточное положение между малыми и большими. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами. Международные конфликты представляют собой борьбу между двумя государствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между государством и группой государств. Кроме того, коалиции государств могут насчитывать от нескольких участников до большого числа их. Это влияет на характер международного конфликта.

Страницы: 1 2 3

Понятие жертвы преступления
В современной юридической и социологической литературе достаточно долгое время шли дебаты об определении понятия жертвы преступления. Ряд авторов, основываясь на положениях действующего уголовно-процессуального законодательства и материального права, утверждали, что жертвой преступления может быть только физическое лицо, которым престу ...

Стиль руководства
Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром - как предметным, так и социальным. Можно связать стиль ...

Анальная стадия
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течении этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru